Экология набережных челнов характерна для крупного российского города

Экологический рейтинг российских городов возглавили Набережные Челны

Общероссийский народный фронт совместно с Минприроды составили экологический рейтинг городов. На первом месте в этом списке оказались Набережные Челны (Республика Татарстан). Российские столицы – Москва и Санкт-Петербург – оказались за пределами первой десятки, передает РИА «Новости».

Как сообщается, данное исследование проводится уже четыре года. Нынешний документ специалисты подготовили, опираясь на данные, предоставленные властями крупных городов.

В нынешнем году было решено доработать методику: главными критериями стали результаты работы городских властей по охране окружающей среды.

Эксперты дали оценку экологичности 103 региональным центрам, а также городам с населением более 100 тысяч человек.

Возглавил рейтинг город Набережные Челны, второе место заняла Казань. По мнению экспертов, эти населенные пункты оказались одними из лучших сразу в  категориях «Управление в области охраны окружающей среды», «Водопотребление и качество воды», а также «Энергопотребление».

Третье место занял Воронеж, на четвертой строчке расположился Магас (Республика Ингушетия), замкнула пятерку Вологда.

В топ-10 также оказались Горно-Алтайск (Республика Алтай), Оренбург, Грозный (Чеченская Республика), Йошкар-Ола (Республика Марий Эл) и Владикавказ (Республика Северная Осетия – Алания).

Что касается столиц, то Москва в этом году оказалась на 16 строчке, а Санкт-Петербург – на 26-й.

Стоит отметить, что более 30 городов разделили в рейтинге 70-е, самое последнее, место. Это, в частности, Благовещенск, Иваново, Калининград, Севастополь, Петрозаводск, Нижний Новгород, Магнитогорск, Ставрополь, Томск, Череповец, Красноярск, Тверь, Хабаровск, Симферополь. Власти данных городов не представили полную информацию о состоянии экологии.

Специалисты считают, что главы этих городов скрывают от общественности сведения о реальной экологической обстановке. В связи с этим в ОНФ планируют обратиться в прокуратуру, чтобы провести соответствующую проверку.

В сентябре, как сообщал портал «Москва 24», министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской назвал 15 российских городов с самой неблагоприятной экологической обстановкой. В его рейтинг вошли Норильск, Липецк, Череповец, Новокузнецк, Нижний Тагил, Магнитогорск, Красноярск, Омск, Челябинск, Братск, Новочеркасск, Чита, Дзержинск, Медногорск и Асбест.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ ЭКОЛОГИЯ РЕЙТИНГ

Источник: https://dev1.mir24.tv/news/16278577/ekologicheskii-reiting-rossiiskih-gorodov-vozglavili-naberezhnye-chelny

Что делать с грязным воздухом в Набережных Челнах?

Воздух, которым мы дышим, – тема для каждого из нас всегда животрепещущая. А уж если кто-то утверждает, будто он не столь «чист и свеж», как мы думали, – это уже повод обратиться к тем, кто наблюдает за его состоянием по долгу службы. Мы и обратились. Беседа «Недели» с Айратом Насыбуллиным получилась не самой простой, но вместе с тем весьма информативной.
 А вы как ощущаете?– Айрат Ахмаевич, на днях в Саратове на заседании Совета при полномочном представителе президента РФ в Приволжском федеральном округе прозвучала информация, что из всех городов округа самый высокий уровень загрязнения воздуха – в Стерлитамаке, Набережных Челнах и Нижнекамске. Данные, прямо скажем, тревожные… Выходит, экологическая ситуация у нас оставляет желать лучшего?– Татьяна, а вы как ощущаете? Вы задыхаетесь? Вам дышать нечем? У вас куртка грязная? Светлые блузки быстро пачкаются? В городе запах химикатов?– Ну, если загрязнение воздуха проявляется так, как вы говорите, – это уж совсем труба дело, бежать надо из города!
 

– Воздух – это то, чем мы дышим и чем нас накрывает каждую секунду. Это то, без чего мы не можем прожить даже две-три минуты. И если он плохой, я вас уверяю, вы как журналист получали бы потоки жалоб на качество этого самого воздуха! Человек – это такое биосенсорное устройство, что просто так его не обмануть. И я вас уверяю: если бы я тут сидел и дурил народ, меня бы уже давно ославили на всю ивановскую.Конечно, хорошей экологическую ситуацию в городе не назовешь, и я рад, что такой совет собрался, что кто-то о наших городах вспомнил…
Это сыграло неплохую роль: мы стали ощущать повышенное внимание и российского, и республиканского правительства, и администрации города: для нас приобрели два прекрасных стационарных поста, один передвижной на базе «Форда», также хорошо оснащенный, и шикарную передвижную лабораторию на базе «Газели». Мы получили средства и силы, чтобы объективно оценивать состояние атмосферного воздуха в Набережных Челнах и на прилегающих к ним территориях. Дело в том, что воздушные потоки, идущие в наш город, формируются и со стороны Актанышского, Нижнекамского, Менделеевского, Елабужского районов, поэтому нам нужно знать, что и откуда к нам направляется.27 кг «вредности»на одного горожанина– Двух стационарных постов Набережным Челнам достаточно? В Нижнекамске, например, их восемь…– В Нижнекамске часть этих постов принадлежит «Нижнекамскнефтехиму», «ТАНЕКО», «Нижнекамскшине». Это богатые организации, которые, впрочем, очень сильно загрязняют окружающую среду. А у нас таких нет.– А «КАМАЗ»?– «КАМАЗ» – да, у него раньше был стационарный пост, но его закрыли за ненадобностью: наш автогигант ведь не выбрасывает столько, сколько «Нижнекамскнефтехим». Выбросы у наших соседей – в десятки раз больше, чем на автогиганте. Вот цифры: в Нижнекамске за 2010 год в атмосферу было выброшено 66 тысяч тонн вредных веществ, у нас – 14,7 тысячи. Грубо говоря, на одного челнинца приходится 27 килограммов выбросов, в то время как на одного нижнекамца – 300.В Челнах два главных стационарных источника выбросов – «КАМАЗ» и ТЭЦ. Но сравните тот автогигант, который в конце 1980-х производил 128 тысяч автомобилей, и нынешний, который выпускает в три раза меньше! Ровно так же уменьшается и объем выбросов.– Но компания планирует наращивать обороты.– Да, но уже с новым оборудованием, с новыми технологиями. «КАМАЗ» вложил уже 2 млрд. рублей в экологически безопасный двигатель стандарта «Евро-4». И потом, после пожара 1993-го завод двигателей – это уже новый завод, и двигатели, которые он производит, – тоже новые. Свое несчастье – пожар – «КАМАЗ» использовал на руку: обновил производство. Так что с экологической точки зрения это гарантирует нам безопасное проживание в соседстве с «КАМАЗом».
Не будь в Челнах широких проспектов,мы бы дышали куда более «вредным» воздухом…
 Мы не живёмна магистралях!– И все-таки, Айрат Ахмаевич, в этой тройке антилидеров Набережные Челны стоят перед Нижнекамском. Почему?– Ничего страшного. Я же не говорю, что мы – чистый город. Есть у нас проблемы. И вот какого рода. Почему мы находимся в первой тройке? Потому что мы первые в республике по загрязненности атмосферного воздуха от передвижных источников. Дело, главным образом, в качестве моторного топлива и двигателях внутреннего сгорания, где оно сжигается. Двигатели автомобилей – особенно старых – выбрасывают огромное количество вредных веществ. Представьте: из одной выхлопной трубы «вылетает» около 200 наименований различных веществ, в том числе и очень токсичных, не сулящих ничего хорошего здоровью человека. Постойте некоторое время у выхлопной трубы – и букет заболеваний вам гарантирован.Ситуация была бы еще хуже, если бы наш город не проектировался такими «монстрами», как ЦНИИЭП жилище, ЦНИИП градостроительства, если бы у нас не работали Санитарный институт им. Ф. Ф. Эрисмана, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина. Санитарные врачи приложили много усилий, чтобы Набережные Челны застраивались по последним требованиям гигиенической науки, и много вопросов было снято еще на этом этапе. Например, было применено такое архитектурно-планировочное решение, как «зонирование города». Смотрите: у нас есть зона отдыха – парк «Прибрежный», коммунальная зона, которая находится в стороне от города, жилая зона, промышленная зона. Причем последние две находятся в километре друг от друга. Я считаю, что это огромное достижение.Автомобили у нас двигаются по широким магистралям. А что такое магистрали? Это хорошо проветриваемые участки города. Не будь их, мы бы действительно очень страдали от выхлопных газов. Именно эти загрязнения и «захватывают» посты Гидрометбюро, размещенные на перекрестке проспектов Мира и Автозаводского и на дороге у стадиона «Строитель». Они ловят пыль дорог и выбросы автотранспорта – и фиксируют загрязнение. Это правда. Но люди ведь не живут на магистралях! Они живут в домах, где санитарная служба загрязнений не регистрирует.Поэтому ситуация у нас не крайне критическая. В список грязных городов нас включает именно Гидрометбюро, которое по-своему объективно оценивает экологическое состояние Набережных Челнов.
 Онкология –от экологии?– Почти 20 лет прошло после печально известного пожара на заводе двигателей. За это время среди челнинцев прочно закрепилось мнение, что всплеск онкозаболеваний в городе напрямую связан с ним. Так ли это?
Судя по последним данным, дым нашего Отечестване столь «сладок и приятен», как хотелось бы… – Связь между загрязнением окружающей среды и онкологическими заболеваниями не такая уж прямая. Состояние здоровья человека зависит не только от экологии. Человек – это такое сложное существо, которое прошло миллионы лет эволюции, приспособилось к очень трудным условиям выживания и победило. А загрязнение окружающей среды, в масштабах эволюции, происходит с совсем недавних пор. Поэтому состояние нашего здоровья на 75% зависит от условий и образа жизни, примерно на 10% – от врачей и на 10-15% – от экологии. Онкологии в этих процентах – еще меньше.
 – Продукты горения могут вызвать онкозаболевание?– Пожар произошел в апреле 1993 года, и еще две недели после него чадил дым. Но ни одного дня он в город не шел. Ни одного! Его уносило в сторону «Татэлектромаша». В один день, правда, он «зацепил» край 52-го комплекса. Но утверждать, что продукты горения отравили жителей этого микрорайона и Набережных Челнов в целом, я не могу. Таких исследований никто не проводил (я-то уж точно не проводил!). Этим вопросом должны заниматься специалисты и дать свою оценку. Единственное, по моему разумению, необходимо поглубже обследовать тех, кто занимался ликвидацией этого пожара. Думаю, у них не все так хорошо.

Источник: http://chelny-week.ru/gazeta/articles/9645.html/

Состояние окружающей среды в г. набережные челны

В регионе имеет место ряд факторов, которые могут вызвать подвиж­ки блоков земной коры в любое время. К ним относятся: 1 — прохождение вблизи города сейсмоактивного Лрикамского разло­ма, 2 — накопление в Нижнекамском водохранилище огромной массы воды, 3 — нефтедобыча.

В связи с вышеизложенным необходимо предусматривать при строительстве зданий и сооружений защитные мероприятия, соот­ветствующие максимальной силе землетрясения в 6 и 7 баллов.

В составе пород, слагающих верхнюю часть геологического разреза территории города, встречаются карстующиеся породы на террито­рии 12, 13, 38, 39, 42, 44, 46, 48 и 50 комплексов, а также незначительная часть 40 комплекса, где необходимо организовать конт­роль устойчивости несущих конструкций зданий и сооружений.

О подтоплении города

Здесь необходимо учитывать подпоры подземных вод от Нижнекамского водохранилища и промышлен­ной зоны КамАЗа. Они представляют как бы внешние региональ­ные факторы, ведущие к подъему уровня подземных вод на городской территории.

Водный баланс на городской территории изменился в сторону увеличения его при­ходной части. Поэтому происходит постепенное повышение уров­ня грунтовых вод, т. е. подтопление города. Скорость подъема уровня вод составляет 0,5—0,6 м/год.

СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

В атмосферный воздух г. Набережные Челны за год выбрасывается от 90,1 до 133,6 тыс. тонн вредных веществ. Это составляет примерно 0,5—0,7 кг вредных веществ на одного жителя города в сутки. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются про­мышленные предприятия и автотранспорт.

В воздухе города отмечается довольно высокое содержание пыли. Кроме пыли, атмосферный воздух нашего города загрязнен фенолом, формальдегидом, диоксидом азота и др.

В воздухе города и его окрестностей содержится достаточное количество микрогазов (СО2, HS, NО2) для образования кислотных дождей, оказывающих негативное влияние как на живую, так и неживую природу.

СОСТОЯНИЕ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД

Судя по государственному докладу «О состоянии окружающей природной среды Республики Татарстан в 1994 году» (Казань, 1995), на р. Каме (Нижнекамскос водохранилище) отмечалось превышение среднегодовых показателей по азоту аммонийному, нефтепродуктам, фонолам, цинку, азоту нитритов, алюминию.

Что же касается рек Челнинка и Мелекеска, то их воды отличаются большим содержанием тяжелых металлов.

О КАЧЕСТВЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

Качество питьевой воды в распределительной сети города не соответствует ГОСТу 2874—82 «Вода питьевая» по бактериологическим пока­зателям в 3% проб, по химическим показателям (мутность, содержание железа) в 40% проб.

Основными причинами низкого качества питьевой воды явля­ются:

1. Необоснованное изменение проектной схемы водоснабже­ния, а именно замена чугунных труб на стальные.

2. Невыполнение АО «КамАЗ» проектного решения по стаби­лизационной обработке воды на станции очистки.

3. Игнорирование АО «КамАЗ» рекомендаций НИИ комму­нального водоснабжения и очистки воды (г. Москва) от 1981 года по изменению способа обеззараживания (по переходу от хлориро­вания к хлор-аммонизации).

]

4. Срывы технологии очистки воды на станции очистки, возникающие в результате перебоев в снабжении реагентами, а также при резком изменении физико-химического состояния при­родной воды в период ледохода и ледостава.

5. Ведомственная разобщенность предприятий, эксплуатирую­щих водопроводные сети и сооружения.

СОСТОЯНИЕ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА

Относительно высокая заболеваемость городского населения связана и с загрязненностью почвенно-растительного покрова.

Заражение человека через загрязненную почву может наступить при самых различных обстоятельствах: непосредственно при об­работке почвы, уборке урожая, строительных работах, т – е – через атмосферный воздух.

Кроме того, вредные вещества, находящиеся в почве, попадают в организм человека через подземные воды, с растительной и животной пищей. Поэтому необходимо знать участки наибольшего заражения почвенно-растительного покро­ва городской территории,

Наибольшее загрязнение тяжелыми металлами, особенно свинцом, медью, никелем (исследовались подвижные формы), отмечается вдоль автодороги № 1 на исследованном участке от Орловского кольца до территории заводов. Самыми чистыми являются почвы проспекта Чулман в связи с «молодостью» авто­дороги.

За период с 1991 по 1994 год отмечено изменение такого важного показателя, как кислотность почв. Если в 1991 году рН был равен в среднем 7,63, то в 1994 году он составил в среднем 8,76. Иными словами, в пределах города происходило подщелочи-ванис почв.

По свинцу самыми загрязненными являются 52 комплекс по Московскому проспекту, 25 и 26 комплексы по Комсомольскому проспекту.

Постоянными источниками загрязнения почв Нового города является ТЭЦ, промышленная зона АО «КамАЗ», Литейного завода, ЗСК.

Особая опасность загрязнения почв тяжелыми металлами обусловлена тем, что самоочищение почв от них практически невозможно.

Источник: http://pandia.ru/365768/

Якутск.Ru

  • Добавить новостьДобавьте свою новость на сайтГлавное за сутки
    • На большую часть территории Якутии пришли сильные морозы. В настоящее время, согласно информации гидрометеоцентра республики в 19 населенных пунтах зафиксирована температура ниже 45 градусов мороза, самая низкая из в них в Верхоянске -53 градуса. И температура в этих местах в…
    • Уникальные кадры самой редкой крупной кошки мира удалось получить удачливому очевидцу, проезжавшему на машине вдоль границ национального парка «Земли леопарда» в Приморском крае, сообщает пресс-служба нацпарка.
    • Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды выступил в субботу, 23 декабря с консультацией о неблагоприятном явлении природы. В ближайшие сутки на севере и северо-востоке Якутии ожидается усиление ветра до штормовых значений.
    • Днем 21 ноября в Якутске ожидается -27…-29 градусов мороза. Утром и днем небольшой снег, ветер юго-западный 2-5 м/с. Ночью в столице Якутии температура воздуха ночью опустится до -34 градусов по Цельсию.
    • 4 декабря на территории Алданского района было обнаружено два фрагмента головного обтекателя ракеты-носителя «Союз-2.1б». Как отмечает старший госинспектор Алданского комитета охраны природы Петр Иванов, один фрагмент вывезен с места обнаружения, а до второго добраться пока…
    Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31 1 2 3 4

    Реклама

Реклама

Источник: http://yakutsk.ru/news/environment/naberezhnye_chelny_vozglavili_reyting_ekologicheskogo_razvitiya_rossiyskikh_gorodov/

Насколько хороша жизнь в Челнах и почему стоит остаться в городе

Материал получился достаточно негативным, и редакция решила поискать в бочке дегтя ложку меда. Нашли — и даже не одну.

Что говорят о Челнах рейтинги Российской академии наук (РАН) и других аналитиков

Что город — один из наиболее комфортных для проживания в стране. Из 35 муниципалитетов, в которых более 500 000 жителей, Челны заняли 14 место. Но от той же Казани, которая заняла третье место, отставание по баллам совсем не критично — 7,3 против 4,9. Какое-то количество баллов Автоград потерял из-за отсутствия аэропорта — Бегишево, как никак, ближе к Нижнекамску.

Хотя челнинцы не слишком довольны состоянием дорого (в соцсетях то и дело можно увидеть гневные жалобы) с точки зрения ученых город — один из лучших в развитии инфраструктуры. Центральные проспекты расширяют, да и с пробками горожане практически незнакомы.

Столица автомобильной промышленности России, окруженная заводами, по умолчанию не может считаться экологически безопасным регионом. Но аналитик портала domofond.ru говорят, что не все так плохо — в экологическом рейтинге Челны на 22 месте из 100. Для сравнения — тот же Нижнекамск на далеко не почетном 90-ом месте.

Что все это значит?

Если добавить в общую копилку достаточно обширную работу по благоустройству общественных пространств — от набережной Тукая до площади Азатлык — то жизнь в Челнах вполне можно назвать комфортной. И кажется, что в ближайшем будущем уровень удобства продолжить расти.

Большим количеством магазинов сейчас вряд ли кого удивишь (с этим, кстати, в Челнах сейчас тоже все хорошо). А вот зелени в современных мегаполисах маловато — один два парка и обчелся. Наличие в черте города нескольких лесопосадок — штука довольно приятная. И количество деревьев в Челнах с каждым годом только увеличивается.

Существующая проблема с нехваткой мест в учебных заведениях для детей также близка к решению — за последние два года в городе открылось две школы и несколько детских садиков. К первому сентября 2018 года власти обещают устроить первый звонок в еще одной — стройка началась буквально на днях.

Сейчас жить комфортно, а что в будущем?

Основные критерии для успешного развития муниципалитета — человеческий капитал и стабильная, но гибкая экономика.

То, что молодежь покидает Челны ни для кого не секрет — выпускники школ стремятся получить более качественное образование и найти хорошее место для работы. Все это легче сделать в крупном городе.

Но это скорее общая проблема всех городов, в которых меньше одного миллиона жителей — молодежь тянет в Москву, Питер или Казань. Единого решения для этой проблемы «утечки мозгов» нет.

Но радует другое — многие более взрослые жители мегаполисов совсем не прочь уехать в провинцию.

Миграция в обратную сторону: из Москвы в Челны

Предприниматель Александр Андреев жил и работал в Москве почти до 30 лет. Потом женился и с семьей перебрался в Челны — и ничуть не жалеет.

«Москва — чудесный город. Но туда надо ехать, чтобы вкалывать — учиться, работать, строить карьеру. С семьей там жить не то, что сложно — неприятно. Очень мало свободного времени, куда-то выбраться нереально, в любом музее — толпы туристов», — рассказывает он

Доходы в Москве хоть и были выше, но и траты были сопоставимыми, отмечает он.

«Это миф, что можно поехать в столица на стройку и получать там по 150 тысяч рублей в месяц. Думаю, сейчас зарплаты средние в районе 30-40 тысяч. Но такой момент — там очень дорогое жилье. Поэтому значительная часть доходов уходит на ипотеку или аренду, на кредиты за автомобили. Другими словами, какую бы ты должность не занимал, будешь в любом случае работать на банки»

Развлечений в Челнах не так много, но зато есть инфраструктура — не нужно стоять по несколько часов в пробках.

«Город одновременно большой и маленький. Вроде и где погулять, отдохнуть есть — набережная, пляж, лес, театры, рестораны, кино. Не слишком большое разнообразие, но, думаю, сфера услуг в Челнах будет только расти — спрос ведь есть. И самое важное — добраться до всего этого добра можно за 10 минут на автомобиле»

Экономика: «война ТОСЭРов» близится, победит наиболее комфортный для инвестиций город

Челны — моногород, так как экономика в значительной степени зависит от успехов работы градообразующего предприятия — акционерного общества «Камаз». Но и среди моногородов Автоград — в передовиках по части создания рабочих мест и срокам выполнения апланированных проектов, рассказал генеральный директор «Фонда развития моногородов» Илья Кривогов.

«Около двух млрд рублей составляет портфель проектов только по Челнам.

На ближайший наблюдательный совет выходит очередной пр оект — мы продолжим строительство инфраструктуры, дорог, поддержку новых резидентов. Посмотрели проекты по благоустройству.

Видно, что город меняется на глазах, общими усилиями мы занимаемся не только созданием рабочих мест, но и созданием условий для жизни», — отмечает он

Развивается город и в других, отличных от автомобилестроения, областях. Достигается это за счет развития малого и среднего бизнеса, а также привлечения новых резидентов территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Конкурентов в лице других муниципалитетов кругом довольно много (подобный статус получили Нижнекамск, Зеленодольск и Чистополь, рядом — особая экономическая зона (ОЭЗ) «Алабуга), в Челнах уже сложился довольно большой пул инвесторов из российских и зарубежных компаний. И выбор площадки для них зависит не только от предлагаемых преференций — в этом плане все в равных условиях, а во многом от предлагаемых комфортных условий для жизни в городе.

Подготовил Алексей Федоров

Источник: http://chelny24.ru/news/society/naskolko-horosha-zhizn-v-chelnah-i-pochemu-stoit-ostatsya-v-gorode/

Рейтинг экологического развития городов РФ возглавили Набережные Челны, Казань и Воронеж

МОСКВА, 20 ноября. /ТАСС/. Лидерами рейтинга экологического развития российских городов за 2016 год стали Набережные Челны, Казань, Воронеж, Магас и Вологда, сообщает в понедельник пресс-служба Минприроды.

«Данный рейтинг оценивает не только абсолютные показатели в сфере обращения с отходами, по выбросам в атмосферу, сбросам в водные объекты, но и эффективность природоохранного управления», — цитирует пресс-служба слова главы ведомства Сергея Донского.

Он также отметил, что в новом рейтинге есть города, не участвовавшие в предыдущих рейтингах: Магнитогорск, Набережные Челны, Нижний Тагил, Новокузнецк, Сочи, Сургут, города Подмосковья.

Три города Московской области вошли в число 20 лучших городов с менее чем 500 тыс. жителей: Подольск (9 место), Красногорск (13 место), Мытищи (16 место).

Экологический рейтинг российских городов формируется ежегодно с 2013 года. Его цель — оценить достаточность усилий муниципальных властей по обеспечению благоприятной окружающей среды и высокого качества жизни для россиян. Первый рейтинг рассчитывался по 82 городам.

В этом году документ подготовлен совместно с Общероссийским народным фронтом, в него включены дополнительные критерии. Сбор информации и обобщение данных выполнено усилиями аналитического центра «Эксперт» и компанией EY на основе данных, представленных органами власти крупных муниципальных образований на территории всех регионов страны.

Источник: http://tass.ru/obschestvo/4743894

Климат города Набережные Челны

Родной дом известнейших грузовиков «Камаз» расположился на восточной части Восточно-Европейской равнины на левом берегу реки Камы, что искусственно превратилась в Нижнекамское водохранилище. Над Набережными Челнами витают различные воздушные массы, и главенствует западный перенос.

Большое влияние на создание теплой погоды и выпадение осадков в городе оказывают воздушные массы из Атлантики, охлаждение и сильные морозы приходят из Арктики, Сибири, а жара и зной устанавливаются вторжением тропического воздуха. Территория города находится под влиянием умеренного климатического пояса с умеренно-континентальным типом климата, которому характерно преобладание холодного периода в году.

Зима приходит в ноябре, средняя температура месяца -6°С,  высыпается около 70 см снега. Морозы в районе -10 — -12°С держатся всю календарную зиму, но случаи дуновения ветров из севера или континента, создают суровые холода -20 — -30°С с ясной погодой, хотя в настоящее время они довольно редки. В 1941 году было наиболее холодно за всю историю наблюдений при -44,8°С.

Затяжные 160 дней зимней поры  сменяются поздней весной, которая к концу апреля отогревает, промерзшую на полтора метра, почву температурой +4 — +5°С. Майские +13 — +14°С уже свидетельствует о разгаре весны, но только днём, ведь ночью возможные поздние заморозки.

Межсезонье сопровождается активной ветровой деятельностью, иногда со шквалами. Конец весны и начало лета сопровождается выпадением большей части годовых (550 мм) осадков в виде ливневых дождей с грозами.

В июле температура воздуха держится на +20 — +25°С, немного сокращаются дожди. Континентальность климатических условий летом может отразиться в резкой смене тепла на жару, как это было в 2010 году с повышением температуры до +39°С, но для города это не является характерным. До средины сентября климат Набережных Челнов еще радует тёплой погодой и ясным небом, но чаще сменяющимся ливнями.

Этот период именуется началом осени, которая довольно коротка, в принципе, как и весна в городе.

Характеризуется сентябрьскими заморозками, затяжными дождями, пасмурным небом, а октябрь уж и вовсе холодает, его среднесуточная температура составляет -4°С.

]

Умеренно-континентальный климат Набережных Челнов в меру обещает морозную зиму и в меру теплое лето, однако изменения всемирного многолетнего режима погоды могут не сдерживать данное обещание.

Если Вас заинтересует, посмотрите интересное видео про климат земли

Источник: http://ecology-of.ru/priroda/klimat-goroda-naberezhnye-chelny

Выдержит ли экология удар промышленности?

Согласно планам, первая продукция завода «Аммоний»
ожидается к началу 2015 года

Собрание загрязнений в томах

Как нижнекамским предприятиям удалось сделать то, что пока не под силу челнинским – сводный том ПДВ и объединенную санитарно-защитную зону?

Начальник отдела окружающей среды ОАО «ТАНЕКО» Зиля Валишева:

Зиля Валишева – Инициатором выступил наш инвестор – ОАО «Татнефть». Оба проекта успешно прошли экспертизу. Их удалось реализовать благодаря общим усилиям Министер- ства экологии и природных ресурсов РТ, надзорных органов и всех крупных предприятий Нижнекамска. Если хотя бы одна компания отказалась участвовать в разработке сводного тома, его бы не было. На сегодняшний момент в России нет закона, который бы заставлял группу предприятий очерчивать объединенную санзону, это прописано только декларативно. Поэтому, можно сказать, у Нижнекамского промышленного узла она есть благодаря сознательности руководителей предприятий.

Директор департамента промышленной безопасности и экологии ОАО «КАМАЗ» Разин Батыршин:

– Полтора года назад, когда «КАМАЗ» принял решение заново пересчитать свою санитарно-защитную зону, мы разослали всем предприятиям, которые находятся в промзоне, письма с предложением присоединиться к проекту и разработать сводный том ПДВ. Един-ственный отрицательный ответ мы получили от ТЭЦ, и вся работа затормозилась. Мы до сих пор топчемся на месте.

Но проект по санзоне «КАМАЗа» мы продвигаем. В этом году заключили договор на его разработку, выделены средства и на следующий год. Думаю, в 2012 году мы получим свою санитарную зону. Но Набережным Челнам это большой выгоды не принесет – общей-то нет.

Ведущий инженер по охране окружающей среды ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» Марина Бекетова:

– В октябре прошлого года мы тоже заключили договор на разработку сводного тома ПДВ и установление санитарно-защитной зоны для всего промышленного узла, но без Елабуги. Мы не стали привлекать наших резидентов к этой работе в финансовом плане, все затраты по этим проектам ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» взяло на себя. Сводный том будет подготовлен во втором квартале следующего года. Мы с нетерпением ждем, когда он выйдет, и сможем, основываясь на объективных данных, решать, пускать ли в особую экономическую зону резидентов с тем или иным производством и не нанесет ли их деятельность ущерб экологии. Марина Бекетова

Переселять или не переселять?

Зиля Рашитовна, можно уже говорить о положительных результатах, которые произошли в Нижнекамске в связи с реализацией проектов санитарно-защитной зоны и сводного тома? Насколько нам известно, за их разработку вы привезли из Москвы «экологический Оскар» – стали лауреатом VI Всероссий-
ского конкурса «Национальная экологическая премия».

– Они налицо. В настоящий момент выбросы по Нижнекамскому промышленному узлу сократились на 30%: с 96 до 58 тысяч тонн в год. Сейчас идет корректировка санитарно-защитной зоны. Нам предстоит экспертиза уже не расчетов, а фактическая.

Поскольку два населенных пункта – Мартыш и Авлаш – входят в пределы санзоны, они подлежат переселению. Решение об этом будет принято на уровне республики при участии предприятий Нижнекамского промышленного узла.

Опять же для этого нужно всех их объединить, что весьма непросто.

– Если населенные пункты попадают под выбросы, это вовсе не означает, что их нужно переселять. Люди просто должны знать, какие загрязнения до них долетают и чем это угрожает их здоровью, – считает Айрат Насыбуллин. – Можно компенсировать вред с помощью озеленительных планировочных решений, направляя туда дополнительные медицинские ресурсы, предоставлять жителям различные льготы.

– Нужно знать, сколько людей проживает в зоне выбросов, какому риску они подвергаются, и уже после этого дело руководства города – принимать программы развития территорий заводов и фабрик, – продолжает Разин Батыршин.

– Допустим, на сегодняшний день предприятию установлена определенная квота загрязнения, но, учитывая общее количество выбросов от всех промышленных объектов, ее нужно снизить.

Когда появится суммарная цифра по выбросам, можно будет управлять процессом сокращения вредного воздействия промышленности в том или ином районе города или региона. Пока же мы делаем это по факту.

– История Набережных Челнов могла пойти по другому пути. Здесь ведь не один завод хотели построить, было много вариантов, в том числе и по нефтехимическому комплексу, – добавляет Айрат Насыбуллин. – Мы прикинули баланс выбросов и поняли, что город этого не выдержит. Этот вывод, можно сказать, был интуитивным. Но невозможно все время полагаться на интуицию, нужны объективные расчеты.

Директор департамента промышленной безопасности и экологии ОАО «КАМАЗ» Разин Батыршин:

– В Камский регион входит десять городов. Но единой базы по их общей нагрузке на экологию нет. То есть мы знаем, как обстоят дела на «КАМАЗе», «ТАНЕКО», мясокомбинате, а общей картины не имеем. Созданием ее, по моему мнению, должен заниматься консультационный совет в рамках концепции развития Камского региона.

«КАМАЗ» со своей стороны попытался включить в нее свои проекты, в частности, по строительству второй очереди полигона общей стоимостью 150 млн. рублей. Но эта концепция только разрабатывается.

Если бы четкая, ясная программа природоохранных мероприятий была у каждого города, можно было бы просто объединить их в одну и вывести общую экологическую доктрину региона. Но этого пока нет.

Пальма первенстваперешла к Нижнекамску
– Попытка разработать сводный том ПДВ по Набережным Челнам предпринималась еще в 86-87-х годах, – делится Айрат Насыбуллин. – Он делался на средства «КАМАЗа». Я возглавлял эту работу и помню, что это стоило 360 тысяч рублей – по тем временам огромные деньги. Сводный том был готов, но мы не смогли заручиться подписью главного руководителя Госкомприроды республики. В Москве документ подписали, а в Татарстане – нет! Почему? Похоже, в дело вмешались межведомственные интересы.Набережные Челны всегда были передовым в экологическом отношении городом, мы впервые в стране создали сводный том выбросов, но не смогли узаконить его. Теперь пальма первен-ства, можно сказать, перешла к Нижнекамску.

Источник: http://NabChelni.BezFormata.ru/listnews/viderzhit-li-ekologiya-udar-promishlennosti/1777805/

Набережные Челны

Набережные Челны – крупный город в северо-восточной части Татарстана, на левом берегу реки Камы и Нижнекамского водохранилища.

Город двух религий

В городе проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. Самыми многочисленными группами являются татары — около 47,42 % и русские — 45% горожан. 

Соответственно, в Набережных Челнах большое количество православных храмов и мечетей. Культовым местом для мусульман города является мечеть Тауба (в переводе с арабского – «покаяние»), которая находится на берегу Камы.

Православные горожане почитают Боровецкую церковь или Свято-Вознесенский храм, Сейчас церковь, построенная в 1872 году, признана памятником архитектуры республиканского значения и охраняется государством.

Город больших автомобилей

Знаменитые во всем мире автомобили «КАМАЗ», которые многократно одерживали победу на ралли «Дакар», собирают именно в Набережных Челнах. 

Чтобы лучше познакомиться с историей автомобилей, и не только «КАМАЗов», нужно посетить Музей истории, боевой славы автомобильных войск. В числе экспонатов – модели военной техники разных лет, а также документы, фотографии и многое другое. 

Город цветов

В Набережных Челнах ежегодно 30 августа, в День республики, устраивают фестиваль цветов. В этот день по городу проходит красочное карнавальное шествие, на площадях разворачиваются цветочные базары, а на клумбах появляются причудливые фигуры и композиции из цветов, у которых любят фотографироваться горожане.

Город стадионов и шахмат

В Набережных челнах есть несколько стадионов, самый большой из которых – «КАМАЗ». Одноименное название носит и городской футбольный клуб, а также команда по ралли, экипажи которой участвуют в крупнейших мировых соревнованиях по автогонкам. В городе был открыт первый в стране Центральный шахматно-шашечный клуб «КАМАЗ». В 2007 году он был признан третьим шахматным клубом в мире.

Кругом вода

К городу примыкает Нижнекамское водохранилище, которое имеет огромную протяженность: 185 километров в длину и 20 километров в ширину.

На его берегах построено множество турбаз, а часть территории занимают заказник «Камско-Икский» и национальный парк «Нижняя Кама». 

По подсчету городских властей, каждый второй турист начинает знакомиться с Набережными Челнами именно с этого рукотворного моря. Желающие могут отправиться в путешествие по водохранилищу на катере, выехать на рыбалку или на пикник всей семьей.

Источник: https://studyinrussia.ru/life-in-russia/discover-russia/towns/naberezhnye-chelny/

Казань и Челны в топе рейтинга российских городов по качеству жизни

Исследователи сравнили параметры 38 крупных российских городов, среди них — Казань и Набережные Челны. Критериями стали уровень медицинского обслуживания, уровень материального благополучия и доступ к образованию, достаточному для достижения жизненного успеха.

Для рейтинга использовались материалы Росстата и опросы общественного мнения, поясняется в документах Финансового университета. Например, данные о среднемесячной номинальной зарплате, также учитывалась доля обеспеченных жителей города

По первому параметру — уровню материального благополучия — Казань вошла лишь в десятку. Первая пятерка выглядит так: Москва, Владивосток, Красноярск, Екатеринбург и Хабаровск. Сильно отстают в рейтинге столицы соседних регионов Самара (15-е место), Уфа (19-е), Ижевск (23-е). А вот Набережные Челны заняли шестое место с конца.

Одно из последних мест у Челнов и по качеству образования — 35-е среди 38. Хуже обстоят дела только в Тольятти и Махачкале.

Лучшими городами по части образования стали Санкт-Петербург, Томск, Тюмень, Челябинск и Хабаровск.

Удивительно, что у Казани в этом подрейтинге очень низкое место — 18-е после Саратова, Пензы, Воронежа и Перми. Еще более странно видеть место Москвы — 14-е, между Пермью и Пензой.

У второго по величине города республики одно из лучших мест по уровню медицинского обслуживания — выше лишь Москва и Санкт-Петербург. Следом идут Тюмень и с давних пор имеющий славу кузницы медицинских кадров Ижевск.

В оценке качества медобслуживания учитывали удовлетворенность населения. Другими факторами оценки стали отношение годового числа умерших к численности населения старше трудоспособного возраста и превышение доли людей с высокими и средними доходами над долей тех, кто пользуется платными медицинскими услугами

Еще лучше позиции Челнов в таком показателе как качество жилого фонда и работа ЖКХ — первое место среди городов России. Следом идут Грозный, Тюмень, Москва и Краснодар.

Челны заняли четвертое место и в списке самых благоустроенных городов (у Казани — второе после Грозного). Те же города — в рейтинге по качеству дорожного хозяйства.

Лидеры — Тюмень, Набережные Челны, Новокузнецк, Грозный и Казань.

Миграционные потоки самые низкие, а удовлетворенность людей жизнью самая высокая в Севастополе, Краснодаре, Казани, Тюмени и Грозном. У Челнов в этом списке 22-е место.

Объединив все эти показатели, исследователи пришли к выводу, что самое высокое качество жизни — у жителей Тюмени. Исследователи отметили, что Тюмень занимает это место второй год подряд. Следом идут Москва и Казань. Челны вошли в 10-ку. Худшие места: Тольятти, Саратов, Махачкала, Омск и Волгоград.

Департамент социологии в этом году по заказу правительства делал серьезное исследование по уровню медицинского обсуживания, говорит руководитель департамента социологии университета Алексей Зубец. Есть информационные источники и партнерские базы данных, которые отражают разные стороны жизни в городах России. Второй источник — объективные показатели Росстата по муниципальному образованию, которые были использованы в качестве основы

«Состояние регионов Приволжского федерального округа очень разное. Есть Татарстан, а точнее, Казань, которая считается, и в рейтингах наших в числе лучших. С другой стороны, есть Волгоград (Южный федеральный округ — KazanFirst), который в рейтингах занимает последние места, причем во всех. Это депрессивный регион. Это машиностроение, а оно в кризисе», — продолжает Зубец.

«Что касается Тольятти, то в кризис падает спрос на иномарки — это результат наших исследований, что если в стране растет спрос на “Жигули”, значит, в стране кризис, — говорит собеседник.

— Поэтому Тольятти в последнее время чувствует себя достаточно неплохо, потому что спрос на “Жигули” растет».

Слова Зубца, однако, несколько расходятся с данными Автостата, который приводит 20%-ное падение спроса на продукцию «Автоваза».

«Набережные Челны нормально себя чувствуют — это и “Камаз”, и оборонный заказ, и стройки. Грузовики — это инвестиционный товар, когда в стране все плохо, спрос на инвестиционные товары падает, потом он растет».

Рейтинги российских городов составляют довольно часто самые разные исследователи — их составляют агентства, институты, блогеры. Например, летом прошлого года агентство «Городские проекты» расположило российские города в порядке, образованном исходя из экономических, социальных и культурно-туристических критериев.

«Города оценивались и сравнивались не только по таким распространённым критериям, как уровень средней зарплаты и уровень рождаемости. Применялись и более экзотические — например, срок пребывания мэра у власти, количество студентов в городе и число посетителей культурных заведений», — отметил в публикации Илья Варламов, один из основателей агентства.

Казань оказалась на третьем месте после Сочи и Ханты-Мансийска, опередив Санкт-Петербург (четвертое место) и Москву (седьмое мето, также эту позицию занимает Красноярск). Набережные Челны — на 16-й позиции вместе с Ижевском, Тамбовом, Смоленском и другими городами. Казань почти по всем показателям получила наивысшие оценки, а Набережные Челны временами скатывались до последних мест.

В культурно-туристическом блоке рейтинга агентства Челны были названы наименее приветливыми, Казань же, наоборот, получила первое место. По экономическим и социальным показателям Казани в подрейтингах достались второе и третье места соответственно.

Источник: https://www.ridus.ru/news/209616

Ссылка на основную публикацию