Экология — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Термин впервые предложил в книге «Общая морфология организмов» («Generalle Morphologie der Organismen») в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель.Современное значение слова экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. Даже более того, чаще всего под экологическими вопросами понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды (см. также энвайронментализм). Во многом такое смещение смысла произошло благодаря все более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако за рубежом, например, часто разделяют понятия ecological (англ., относящееся к науке экологии) и environmental (англ., относящееся к окружающей среде). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно четко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.
Альтернативные определения
Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование. (Это определение Э. Геккеля написано в те времена, когда экология была ещё исключительно биологической наукой. Нынешнее понимание экологии шире.)Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и измененных человеком условиях. Это определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время.Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Многовековыми прочными узами связаны человек и природа. Сочинение на тему гармоничного сотрудничества между двумя этими важными составляющими заложено в момент зарождения разумной жизни на уникальной планете Земля. Насколько усердно мы будем заботиться о сохранении родной природы, настолько будет увеличиваться наше физиологическое и материальное состояние.
Связь человека с природой началась еще с незапамятных времен. Недаром природу называют матерью. Ведь она первая помощница и защитница, всегда дающая кров и саму жизнь. Природа является единственным источником нашего, то есть человеческого существования.
Взаимодействие человека и природы должно быть гармонично во всех отношениях. Ничего не бывает просто так. Хочешь есть хлеб — вырасти его. Работай на земле с любовью и уважением, и она накормит тебя. Береги реки и озера, и они напоят тебя. Поддерживай баланс этой взаимной помощи, и природа щедро отплатит тебе своими дарами.
Человек и природа — это по большому счету одно целое. Новорожденный человечек спелой вишенкой падает в материнский подол природы, и только благодаря ей растет и живет. С самого детства он должен учиться любить природу. беречь ее, защищать от бездумного разрушения и чувствовать вместе с ней.
Роль человека в природе крайне велика. Как существо разумное, он несет ответственность за все хорошее и плохое, происходящее в нашем мире.
Многие человеческие пороки способны нанести колоссальный ущерб окружающей среде. Варварское выкачивание подземных ресурсов все время опустошает недра земли.
Они не успевают восстанавливаться, так же как и запасы пресной воды, которые бездумно и бесхозяйственно расходуются тоннами мега литров.
Вырубленные леса теряют свой ареал обитания животных, растений, насекомых и земноводных. Лесные вырубки с торчащими пнями похожи на беззубые рты, взывающие к нам беззвучными воплями отчаяния.
Истребленные людьми редкие виды животных, а также рыб уже никогда не промелькнут в лесной чаще, не плеснут хвостом в реке или в море. Наши дети увидят их исключительно на картинках в учебниках зоологии.
А в учебниках ботаники — виды исчезнувших навсегда растений.
Отношение человека к природе начинается с раннего детства. Ползет по тропинке букашка — не топчи ножкой. Растут на лужайке одуванчики — не срывай, чтобы тут же выбросить. Плачет во дворе брошенный котенок или же скулит щенок — не пинай их.
Пропусти букашку, обойди одуванчик, напои молочком котенка, брось щенку косточку, погладь их. Так мудрые родители воспитывают своего малыша. Он вырастит в гражданина с большой буквы.
Станет рабочим или ученым, но всегда будет помнить, что его дом не только четыре стены, но и весь мир, где все и все ему всегда рады.
Взаимосвязь человека с природой щемящей, светлой радостью звенит на струне общей мелодии в унисон. Но если человек когда-нибудь возомнит себя выше матушки природы, возгордится, станет разрушать, уничтожать, опустошать, то хрупкая связь оборвется навсегда. Природными катаклизмами уже сейчас все чаще планета призывает нас повернуться к ней лицом и умерить свои амбиции.
Отношение человека к природе должно быть таким же, как природы к человеку. Солнце, воздух, дождь, вода, ветер, дары лесов и полей — все это природа дает нам в изобилии. Мы с каждым днем потребляем все жаднее и прожорливее. Забираем до последнего зернышка, вычерпываем до последней капельки. Истощаем почву, а она сегодня из последних сил старается прокормить нашу ненасытную утробу.
Роль человека в природе не должна быть главенствующей, потому что мы — ее дети. Почтение, трудолюбие, уважение и преклонение — вот тот набор чувств, которые мы должны испытывать по отношению к природе. И только когда человек и природа сольются в единое целое, мы будем счастливы безраздельно, безгранично и навеки, то есть навсегда.
К чему может привести бездумное, потребительское отношение человека к природе? Вот вопрос, над которым задумывается В. М. Песков.
Рассуждая над этой проблемой, автор повествует о любимой речке , возле которой проводил немало времени в детстве.
С восторгом он описывает «стайки небольших рыбок», песчаное дно, «водяные заросли», чистую, прозрачную воду Усманки, где не раз добывал завидный улов. Однако, к большому сожалению писателя, через некоторое время речка стала сильно мелеть.
Ее, как и многие другие реки, погубило бездумное человеческое поведение: осушение болот, вырубка лесов, «распашка поймы под урез берегов».
Определить позицию В. М. Пескова довольно просто: потребительское, небрежное отношение человека к природе может привести к серьезным последствиям.
Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно, бездумность, халатность по отношению к окружающему нас миру может повлечь за собой множество экологических проблем. Об этом свидетельствую примеры из литературы и жизни.
Вспоминаю роман Ч. Т. Айтматова «Плаха», в котором автор показывает губительность небрежного, потребительского отношения к природе на примере гибели целой волчьей семьи из-за хозяйственной деятельности людей.
Становится страшно, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят гуманнее и человечнее, чем «венец творения», из-за которого погибают бедные животные.
Вот они, плоды нашей бездумности, халатности, жадности!
По рассказам моей мамы, местная речка Кума, когда-то экологически чистая, полноводная, еще несколько десятилетий назад была гордостью нашего города. Сейчас же в реке купаться невозможно: в ней полно мусора, трупов животных. Таковы последствия бездумного отношения моих земляков к дарам природы!
Таким образом, могу сделать вывод, что потребительское поведение людей по отношению к окружающему миру приводит к неутешительным результатам.
Текст Василия Михайловича Пескова: неполный
1)В детстве самым притягательным местом для меня была наша речка — Усманка. (2)Мне было шесть лет, когда на кучу старого тряпья я выменял у старьёвщика рыболовные крючки. (З)Получив три желанных крючка, я сразу же начал ладить удочку. (4)Ореховое удилище, леска с катушкой ниток, поплавок из пробки и крючок с «комариную ногу». (5)Ну вот, удочка готова!…
Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / ЕГЭ / Часть C / Человек и природа
Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя
Общество неразрывно связано с природой, под ее влиянием оно медленно, постепенно, но неизбежно складывалось. Так появился современный человек, ставший угрозой для окружающего мира, для природы, которая дала ему возможность существовать и развиваться.
Автор предложенного для анализа текста ставит перед читателем как никогда актуальную проблему взаимоотношений человека и природы. В.
Солоухин недоумевает: почему человечество целенаправленно день за днем уничтожает свой собственный дом? Для того, чтобы показать читателю всю абсурдность сложившейся в современном мире ситуации, автор текста сравнивает нашу планету с космическим кораблем, а ее жителей — с космонавтами внутри этого корабля, сознательно разрушающими его.
Он говорит о том, что нет никакой разницы между маленьким кораблем и огромной планетой: это «вопрос только размеров и времени». В. Солоухин убежден: человек для планеты — своеобразная болезнь, каждый день наносящая ей непоправимый вред. С автором текста невозможно не согласиться.
Люди забывают о том, что природа — их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе. Моя точка зрения находит подтверждение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой этого произведения, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Именно таким И. С. Тургенев видит «нового» человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. Современное общество начинает осознавать важность заботы о природе.
Глобальное потепление, расширение территорий существующих пустынь и возникновение новых, дефицит энергетических ресурсов и другие проблемы, уже перешедшие в категорию международных, заставляют человека задуматься о том, где он будет жить через сто или тысячу лет. В связи с этим проводятся многочисленные конференции, на которых обсуждаются возможные пути выхода из экологического кризиса.
Человечество всегда будет зависеть от природы и ее состояния. На данном этапе обществу необходимо пересмотреть свое небрежное отношение к окружающему миру и перестать изо дня в день разрушать свой единственный дом.
Добавил: sam50
132659 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Заказать сочинение
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Весь наш мир — это природа. Человек всего лишь малая часть этого мира, но именно человек способен серьезно преобразовать окружающую природную среду, разрушить уникальные природные системы.
За последнее столетие это случалось неоднократно, человеку удалось иссушить целое море, полностью истребить не один вид животных, загрязнить и довести до критического состояния редкие и уникальные в своем роде природные объекты.
Такое отношение вряд ли можно называть человеческим, и уж тем более, как то оправдывать.
В современном мире существует потребность с детства прививать людям любовь к окружающей среде, формировать правильное мировоззрение, ведь только так можно исправить сложившуюся экологическую ситуацию. Влияние человека на окружающую среду огромно и то, как будут складываться дальнейшие взаимоотношения полностью зависит от нас.
Стихи о природе
Самое красивое и ценное на нашей планете, то чем мы гордимся, чем любуемся и восхищаемся — природа! Ее пейзажи обворожительны, ее обитатели удивительны, ее явления безупречны. Она идеальна. И будет ли она всегда оставаться такой, зависит от человека. Именно ей посвящены стихи в данном разделе.
Борьба со снегом в Москве
К сожалению, несмотря на все победные реляции чиновников, пытающихся держать руку на пульсе современных технологий и рапортующих о повсеместном внедрении инновационных технологий, российские дороги не становятся лучше. Это особенно справедливо в холодное время года, которое, как известно, на большинстве территорий России длится достаточно долго.
Где используют переработанную макулатуру
Ресурсы нашей планеты не бесконечны, поэтому приходится использовать их экономно. Прекрасный вариант – сбор и переработка вторичного сырья, так, макулатура – это прекрасная альтернатива многих видов первичного сырья и полуфабрикатов.
Выбрасывайте мусор в урну
Однажды, прогуливаясь по городу в выходной день, привлек внимание один интересный момент — примерно через каждые 2-3 метра на тротуаре валялся, какой-нибудь мусор. Это были то пластиковая бутылка, то полиэтиленовый пакет, то еще какая либо упаковка.
Первый вопрос был — неужели трудно выбросить в урну для мусора? Обычно люди, которые выбрасывают мусор на улице, оправдывают себя тем, что поблизости нет ни одной мусорной урны, и это они во всем виноваты — те, кто не установил поблизости ни одной мусорки.
Несоблюдение экологических требований
Несоблюдение экологических требований — именно таким термином можно обозначить последние поправки в природоохранном законодательстве.
Согласно новому закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», любой опасный для человека и окружающей природной среды объект — может быть введен в эксплуатацию и осуществлять свою деятельность без применения специального оборудования и технологических решений по обеспечению экологической безопасности.
Переработка пищевых отходов
Для чего нужна переработка пищи, что уже заелись? На сегодняшний день, примерно на 30% сельскохозяйственных площадей выращивают овощи и фрукты, которые будут выброшены на помойку. Из многих крупных рек, их притоков, забирается огромное количество воды на полив урожаю, часть которого окажется ненужным.
Прибавить к этому затраты на уход, сбор, транспортировку и хранение, получается иррациональное использование всего процесса. Но кроме конечных потребителей к числу выбрасывателей еды относятся рестораны, кафе, столовые и прочие пункты питания.
Однако, это не единственные этапы потери пищевой продукции — все помидоры, яблоки и картофелины, которые не похожи на своих коллег из рекламы или с картинки, так и остаются там, где «родились».
Экологическое значение леса
Леса влияют на многие процессы, протекающие в природе. Велико их значение для почвенного покрова, они препятствуют образованию оврагов, разрушению верхнего плодородного слоя земли, засолению, эрозии.
Леса принимают участие в круговороте воды в природе и являются стабилизатором природных систем, окружающей среды, они увеличивают продолжительность весеннего таяния снегов, тем самым уменьшая интенсивность весеннего паводка, избавляя от многих негативных последствий, в том числе и наводнений.
Природа в жизни человека
За свою жизнь человек пользуется многими вещами, одни являются жизненно-необходимыми, другие улучшает уровень жизни и быт, третьи приносят, как наслаждение, так и вред, но можем ли мы пользоваться лишь тем, что нам действительно нужно — вопрос непростой.
Однако, неандертальцам вполне хватило бы и половины того, что нужно для нормального существования современному человеку. Взять к примеру их жилища — они были построены буквально из подручных средств, а порой они обходились и без того, устраиваясь в пещерах и оборудуя их в бытовом плане.
А что нужно для постройки дома сегодня? Тонны различных материалов, большинство из которых — продукты не естественного происхождения.
Как экономно провести отпуск
Отдых на курорте — лучший способ избавиться от стрессов. О таком отпуске мечтает практически каждый житель современного мегаполиса. Но позволить себе дорогую путёвку могут далеко не все. Поэтому вопрос, как отдохнуть экономно, очень актуален. При всей кажущейся сложности он имеет несколько довольно простых вариантов ответов.
Куда люди выбрасывают мусор
Очень хороший вопрос для тех, кто никогда не задумывался, что мусор можно выбрасывать куда-то кроме мусорных баков (контейнеров, урн) — «куда люди выбрасывают мусор?».
Многие люди любят выезжать на природу, на шашлыки или просто отдохнуть, но назвать природой, то куда они приезжают, могут, наверное, только они. Любители пикников, которые были на месте отдыха до них — изгадили местность в радиусе n так, что природой это назвать уже нельзя.
Поскольку следующая партия «путешественников» поступит так же, то для них не кажется, что отдых на природе должен выглядеть иначе.
Проблема любви и бережного отношения к природе. Данные аргументы пригодятся на ЕГЭ, если вы будете писать сочинение о трепетном отношении к окружающему миру.
Возможные тезисы:
Природа очень нуждается в защите людей
Бережное отношение к природе вызывает уважение
Относиться к природе бережно способны только высоконравственные люди
Некоторые люди готовы защищать природу несмотря ни на что
Любовь к природе помогает найти душевное равновесие
Чингиз Айтманов роман «Плаха»
Любовь к природе героя романа Айтманова «Плаха» проявилась в его бережном отношении к ней. Когда Бостон узнал, что Базарбай украл волчат, пока родители охотились, чтобы продать их, он решил выкупить зверенышей и вернуть обратно. К сожалению, попытки героя помочь волкам не увенчались успехом. Базарбай, недолюбливающий Бостона, назло отказался от его предложения.
(51 слова)
Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»
В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» описывается немало примеров бережного отношения к природе. Егор Полушкин — добродушный простак, который заботился обо всем живом. Копая траншею, герой наткнулся на муравейник и решил его обогнуть, чтобы не навредить насекомым. Но не подумал Егор, о том, что кривых труб не бывает и стал объектом для насмешек окружающих.
(55 слов)
Главный герой романа Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» служит ярким примером человека, любящего природу. Когда Егор очень сильно нуждался в деньгах, он узнал, что от населения принимают моченое лыко за вознаграждение. Полушкин долго колебался, не поднималась у него рука срывать кору с деревьев. А вот его двоюродный брат повел себя иначе и уничтожил целую липовую рощу.
(57 слов)
Бескорыстность и бесконечную любовь к природе проявил сын главного героя романа Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Однажды Кольке подарили настоящий спиннинг, о котором не мечтали даже взрослые мужчины. Но когда мальчик увидел, что Вовка собирается насмерть замучить щенка, не задумываясь, отдал ему самый драгоценный подарок ради спасения маленького животного.
]
(50 слов)
Главный герой романа Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» очень трепетно относился к природе. За это он был назначен лесничим вместо двоюродного брата.
Однажды Егор услышал взрывы – туристы глушили рыбу – и помчался среди ночи спасать свою территорию, а там его и поджидал завистливый Бурьянов.
Последнее, что увидел Полушкин – убитые недоброжелателями лебеди, а потом его принялись избивать. За попытки защитить природу Полушкин поплатился жизнью.
(62 слова)
Н. А. Некрасов стихотворение «Дед Мазай и зайцы»
Персонаж стихотворения Некрасова «Дед Мазай и зайцы» демонстрирует бережное отношение ко всему живому. Во время наводнения старик спасал зайцев на лодке. Раненых забрал к себе и, вылечив, выпустил их. Дед Мазай никогда не убивал животных без надобности или ради удовольствия. Чего нельзя сказать о других людях, которые потешались над тонущими зайцами и били их баграми.
(55 слов)
И. С. Тургенев роман «Отца и дети»
Очень любил природу и Кирсанов – герой романа Тургенева «Отцы и дети». Юноша умел видеть и чувствовать красоту окружающего мира. У него были невероятно гармоничные отношения с природой, герой чувствовал себя ее частью. Аркадию было приятно единение с окружающим миром, это помогало ему залечить душевные раны.
Тяжелая экологическая ситуация в мире заставляет задуматься: кажется, что природа словно протестует против человека, а тот потерял с ней связь.
Когда же мы теряем связь с природой? Когда перестаем чувствовать себя ее частью? К примеру, маленькие дети тоже не отделяют себя от природы. Дети больше любят животных, лучше их чувствуют, чем большинство взрослых. И не только животных. Дети чувствуют и части неживой природы — камни, воду, — чувствуют растения, — им бывает жаль цветок, дерево.
Но чем взрослее человек становится, тем больше он отделяет себя от природы, начинает отрицать ее прямое влияние на себя, перестает чувствовать себя ее частью. Начинает использовать ее, как что-то, не принадлежащее ему.
Как, если бы часть тела вдруг потеряла чувствительность, и человек попытался бы причинить ей боль, не подозревая, что наносит себе вред.
Ведь поврежденный орган, даже если нервная система не передает импульсы от него в мозг, не перестает влиять на все тело, не перестает оказывать на него влияние.
В какой момент происходит этот отрыв? И нужен ли он? Видимо, нужен, но не для того, чтобы потерять связь, а для того, чтобы почувствовать связь на другом, более осознанном уровне.
Человека как наиболее развитую из известных нам форм жизни условно представим мозгом в некоем теле природы — мозгом, который потерял связь с телом, когда разрушились связи, которые некогда соединяли все его части, клетки передавали от них нервные импульсы в мозг и обратно.
Тело будет будить мозг, чтобы все начало работать и взаимодействовать. Как тело может будить мозг? Боль — самый эффективный способ. Знаете, есть даже такой метод лечения — возвращения чувствительности частям тела после травмы или другого повреждения, иглоукалыванием называется.
Игла втыкается в определенное место, и по нервным каналам передается сигнал в поврежденный участок мозга, возвращая его к жизни, к работе, будя его. В одном месте воткнули иголку — один участок мозга проснулся. В другом месте воткнули — другой проснулся.
Так постепенно и весь мозг получится разбудить, правда, ценой неприятных ощущений.
Мне это очень напоминает происходящие сейчас с завидной регулярностью экологические катастрофы: как будто втыкают иголки в разные части тела планеты. Нефть разливается — в одном отделе мозга проснулись какие-то клетки. Леса загорелись, люди в дыму задыхаются — другие проснулись. Вулкан проснулся — третьи начали что-то чувствовать.
Люди мне представляются сейчас отдельными клетками мозга, которые перестали чувствовать друг друга, и поэтому их пытаются разбудить и вернуть им чувствительность, ощущение их связи и взаимозависимости для общей их пользы. Чем раньше клетки начнут просыпаться, чем активнее пойдет этот процесс, тем меньше будет погибших клеток, тем более щадящим будет лечение.
К тому же, укол иголкой, хоть и направлен на определенный участок, но действует на весь мозг. Вулкан проснулся где-то в Исландии, а самолеты по всей Европе не летали. Экономический кризис в Америке случился, а почувствовали его по всему миру.
Такое влияние местных, казалось бы, событий на другие страны и континенты перестает казаться странным, если принять модель, в которой все взаимно связаны и взаимно зависимы, как клетки в теле человека. Бежать некуда. Лучше просыпаться.
Попробовать себя почувствовать частью всей природы, гармонично встроенным в нее. Тем более, что были же мы когда-то в нее встроены — до того, как вышли из матки матери. Почему «были»? Мы и сейчас встроены, просто не чувствуем этого.
Зачем я об этом пишу? Не могу оставаться спокойной, когда осознаю, что завишу от каждого. От того, как каждый воспринимает этот мир и себя в нем. К примеру, как мы предпочтем будить своего ребенка: нежным голосом, поцелуем или позволим кому-то грубо скидывать его с кровати? Если мой ребенок будет страдать, — буду страдать и я. И неизвестно еще, кто больше.
К сожалению, не могу сказать про себя, что я прямо-таки чувствую себя частью всех и каждого и частью всей природы. Но логика меня убеждает в правильности этого мнения. Поэтому я хочу прийти к такому ощущению.
Даже если просто держать в голове картину всеобщей взаимосвязи, многое в жизни становится понятнее, а значит, и комфортнее, проще и приятнее.
Всё — и личные отношения, и отношения с ребёнком, и работа, — все аспекты жизни.
Мне кажется, чем больше людей начнут так думать, тем меньше иголок потребуется втыкать в наше общее тело, тем меньше будет боли, страданий и катастроф на земле.
Экологические проблемы не могут рассматриваться только как загрязнение окружающей среды. В первую очередь они должны рассматриваться как загрязнение и осквернение себя всеми некорректными поступками по отношению к Природе и окружающим нас людям.
Восприятие всего окружающего с точки зрения практической полезности или как источника личного обогащения привело нас к замутнению живительного источника в нашем сердце и потом уже, как следствие, к окружающей грязи.
Алчность, жажда наживы, зависть, хамство, эгоизм и, самое главное, потребительское отношение ко всему окружающему – вот самые главные причины всеобщего загрязнения. Как это ни парадоксально, но многие из нас потребительски подходят даже к воспитанию собственных детей.
Забота о том, чтобы они были одеты и накормлены, заняли положение в обществе, после помогли нам в старости – не является воспитанием.
Если мы, в первую очередь, не воспитываем людей в высшем смысле этого слова – способных любить и творить во всех проявлениях жизни, если мы не прививаем любовь к окружающему миру – мы не воспитываем полноценных членов общества, а плодим винтиков в этой порочной системе.
]
Директор предприятия, которое сбрасывает в реку ядовитые отходы, забывает, что прежде всего он человек и часть Природы, а уже потом – директор и хозяйственник. Он должен думать, что загрязняет себя и жизнь своих близких. Архитекторы и строители, насаждающие целые районы железобетонных уродов, не хотят думать об эстетическом облике построенного.
Они, в угоду количественным показателям и быстрым прибылям, уродуют города и, как это не парадоксально, не решают жилищных проблем. То, что построено в предыдущие века, еще века и простоит. «Хрущевки” же мы вынуждены демонтировать сейчас, после придется демонтировать постройки 70-ых – 80-ых, через ряд десятилетий придется демонтировать новостройки наших дней.
Так решает ли это жилищные проблемы? Начнем ли мы строить на века, оставим ли после себя хоть что-то не под снос? Чиновники, архитекторы и строители не хотят задумываться, что в изуродованной среде не могут вырастать полноценные и морально здоровые люди.
Когда мы используем оборудование и технические средства, от которых страдают окружающие, когда мы просто мусорим там где живем и отдыхаем, мы не имеем смелости признаться себе, что это не только беспечность и недомыслие. Это является в первую очередь проявлением нашего эгоизма и хамства. Мы забыли не только об общении с Природой, но и что такое здоровый досуг.
Вместо полноценного и взаимно обогащающего общения с друзьями и близкими мы постоянно заняты бесполезной суетой, решением зачастую надуманных проблем.
Вместо общения с окружающим нас живым и прекрасным миром нас зазывают к просиживанию у телевизора, увлечению зачастую вредными для психики компьютерными играми, посещению тошнотворных увеселительных заведений и прочим глупым развлечениям.
А когда мы наконец выбираемся на лоно этого мира, то не можем обойтись без попойки или не оставить Природе в «подарок” консервные банки, целлофановые пакеты и следы пожаров. Здесь также необходимо заметить о таких «развлечениях” как рыбалка и охота. Человек имеет моральное право убить животное, если он не может пропитаться другим способом. Но разве для большинства из нас охота и рыбалка это необходимость, или традиционный промысел без которого мы не можем существовать? Наверное, нет, и в таком случае это становится не общением с природой, а элементарным садизмом или средством наживы.
Ключевым отличием нового экологического сознания является именно тандем «Природа-Духовность”: восприятие Природы как Божьего творения, живого организма и, в конце концов – субъекта права. Источники рек, леса, заповедные территории должны освящаться, и на этом будет базироваться большинство экологических акций. Под силу ли существующим религиям взяться за такую задачу? Сложно ответить. Однако, будут это делать существующие религии, или новая религия – неважно. Важно изменить подход к Природе, которая, помимо приносимой нам физиологической пользы, является живым, еще совершенно не понятым нами миром.
Мы должны наконец-то понять, что сохранение Природы, ее облагораживание и просветление – это одна из важнейших задач человечества в целом и каждого из нас. И если мы до сих пор неспособны ее облагораживать и просветлять, то давайте хотя бы слушать ее, пытаться понять и не нести разрушения.
Если подвести итог всему вышесказанному касательно экологии, то можно выделить следующее: – мы не должны быть против научно-технического прогресса и ставить вопрос «гармония или техника?”, поскольку вполне возможно такое техническое развитие и такой научный прогресс, которые не будут создавать дисгармонии с окружающим миром; – мы не должны быть против даже атомной энергетики как таковой, если будут найдены возможности сделать её реально безопасной и менее вредной, чем другие источники; – мы не должны быть против вкусной пищи и спиртных напитков как таковых, если их производство не создаёт экологических проблем, если они не являются составной частью идеологии и пропаганды нездорового образа жизни; –мы не должны быть против именно импортных продуктов питания и других товаров, поскольку широкая международная культурная, политическая и экономическая интеграция решит многие проблемы современности, тем не менее мы не должны способствовать превращению отдельной страны в свалку для некачественных товаров; – мы просто должны почувствовать, что загрязнение и осквернение себя и Природы может перешагнуть все границы.
И если мы, неважно как – с помощью новых законов, просветительской деятельности или собственных усилий – не перевернём с головы на ноги наше сознание, нас не спасет никто. Как всегда, получается неутешительная картина: все плохо и сделать ничего нельзя. Однако это не так, можно.
Проблема социальной экологии традиционно связывают с взаимодействием общества и природы как среды его обитания. Человек живет не только в среде природной, но и в культурной.
Культура — это накопленный человеком интелектуальный и нравственный потонциал, это богатсива искусства, науки, духовного освоения мира. Эта сфера не менее чувствительна к возможным разрушениям, чем природная.
Правомерно постанить проблемы экологии применительно и к культуре, к культурной среде обитания. Другими словами, необходимо сформулировать основные принципы экологии культуры.
Если сравнить человеческое общество с животным обществом, то мы увидим, что культура ставит под контроль отношения людей, включая те, что основаны на инстинктах, но сама культура как система отношений особого рода основана на человеческих эмоциях,на страсти.Это позволяет личности быть свободным. Свобода — отрибутное свойство человека как личности. Она по-разному прявляется на разных этапах развития и в разных субкультурах.
Именно благодаря личной свободы может существовать и развиавться культура.
Свобода дает возможность действовать на только по заданной програме ( в соответствии с инстинктами), не только по установившимися в обществе традициям, воспоизводящим существующие в обществе традиции, но и свобода — это прежде всего возможностьразвития и творчества по созданию новых культурных форм. По мере развития культуры ее контроль над отношениями, основнанными на инстинктах, возрастае. А значит, растет возможность выборов, что дает дополнительный стимул развития культуры.
Человек как индивид, как живое существо имеет инстинкт самосохранения. Но этот инстинкт поставлен под определнный контроль культуры, носителеи которой являеися данный человек. Поэтому перед человеком есть возможность выбора: быть или не быть. Элементы культуры (идеи, желания, ценности и т.п.) могут оказаться для человека более значительными, чем инстинкт самосохранения.
Главное, что дает человеку культура — это смысл его существования. Челдовек выходит из запрограмированного природой существования в сферу свободы. Это преже всего свобода творчества творчества, результатами котророго являются смыслы. Смыслы — это то, чего нет в природе, которые задаются данной кудьтурой.
Вхождение человека в культуру — это занятие в ней определенного места, принятие на себя определенных обязательств по выполнению некоторой функциональной роли. Культура с этой точки зрения существует как система мест, которые в ней занимают люди. Каждое место в культуре определяет соответстующий набор потребностей, которые может удовлетвыоить человек, занявший это место.
Стремление занять определенное место в культуре приводит к столкновению интересов различных людей.
Развитее культуры в целом идет по пути выравнивания возможностей удолетворения потребностей, что выражается в «демократичности культуры».
Но поскольку все существовавшие до сих пор культуры имели иерархическую структуру, то во всех них присутствует столковение интнресов различных людей. Отметим, что причины экологичности или неэкологичности лежат в самой культуре.
Иными слоами, культура производит в самой себе элементы, которые не только лбеспечивают ее устойчивое функционирование и развитее, но и элементы, разрушающие ее.
Парадокс состоит в том, что один и тот же элемент культуры может иметь как положительное значение для экологии культуры, так и отрицательные, играть роль антиценности. Например, атомная электростанция имеет как положительную ценность, поскольку вырабатывает электроэнергию, но и представляет антиценность, поскольку ее неконтролируемая работа смертельно опасна для жизни людей.
Экологичность культуры, то есть ее оптимальное функционирование и развитее, будет определяться таким ее состоянием, когда ценности культуры будут доминировать над антиценностями.
Основной пробллемой экологии культуры, на мой взгляд, является проблемаустановления тех допустимых пределов присутствия в культуре антиценностей, когла культура продолжает оптимально функционировать и устойчиво развиваться.
Эта проблема значительное поледля исследований не только философии,но и других науках.
Поэтому экология культуры при своем последвательном развертывании должна представляить собой междисциплинарное направление научных исследований.