Приразломное месторождение — эффективная добыча нефти

Платформа для большого старта

Сегодня проект разработки Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря по праву считается символом первенства России в промышленном освоении Арктики.

Более 2 млн тонн добытой нефти, долгосрочные контракты с НПЗ Северо-Западной Европы, отлаженная логистика в сверхжестких арктических условиях – список достижений внушителен.

Однако мало кому известно, что история Приразломного могла закончиться, так, по сути, и не начавшись, в далеком 1989 году

Сегодня проект разработки Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря по праву считается символом первенства России в промышленном освоении Арктики.

Более 2 млн тонн добытой нефти, долгосрочные контракты с НПЗ Северо-Западной Европы, отлаженная логистика в сверхжестких арктических условиях – список достижений внушителен.

Однако мало кому известно, что история Приразломного могла закончиться, так, по сути, и не начавшись, в далеком 1989 году

Межледовый период в юго-восточной части Баренцева моря не превышает 120 дней. Поэтому производственному объединению «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), которое занималось разведкой Приразломного, предстояло совершить настоящий подвиг.

За неполных три месяца необходимо было доставить на площадь работ плавучую буровую установку «Кольская», установить ее на точке, пробурить скважину глубиной свыше 3 тыс. м, провести ее испытание и консервацию, после чего отбуксировать буровую на базу.

«На счету был буквально каждый день, – поделился воспоминаниями руководивший в то время работами по испытанию скважины № 1 Олег Заливчий.

– До подхода льдов оставалось крайне мало времени, погода в море ухудшалась, пенетрация (заглубление) опор была минимально допустимой из-за плотного песчаного дна». Но, как выяснилось позднее, главной проблемой был не цейтнот и не риск срыва буровой.

В ходе испытаний из скважины был получен приток нефти с запахом сероводорода, при этом максимальный дебет составил всего 80 кубометров в сутки. Результат, при котором, в принципе, достаточно логичным решением было бы прекращение работ.

Однако главный геолог АМНГР Юрий Федоровский согласился с предложением Олега Заливчего провести соляно-кислотную обработку призабойной зоны скважины (впервые на шельфе), как это обычно делается при работе с карбонатами пермских отложений.

После проведения операции и очистки скважины команда проекта получила дебит нефти 400 кубометров в сутки. Одно правильное решение – и месторождение стало первым в Арктике, а не пополнило список перспективных, но недоразведанных.

Впрочем, и тогда до символа Приразломному было еще очень далеко.

В 1990 годы проект «Приразломное», как и вся страна, переживал непростые времена – от торжественной закладки морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная» на «Севмаше» в декабре 1995 года до спуска на воду прошло долгих 15 лет.

]

Зато дальше события разворачивались стремительно. В 2010-м «Приразломную» отбуксировали в Кольский залив для достройки на 35-м судоремонтном заводе. Уже в августе 2011-го строительство платформы было завершено, и она заняла свое место в Печорском море.

В течение 2012 года платформу укрепили защитной щебне-каменной бермой (ее объем – свыше 45 тыс. кубометров), одновременно с этим объект проходил независимый комплексный экспресс-аудит с участием специалистов таких грандов, как Kvaerner, Schlumberger, Halliburton и ЦНИИ морского флота.

Целью было определение рисков для этапа пусконаладочных работ проекта, а также анализ его соответствия международным стандартам и нормативным документам Российской Федерации. По результатам аудита эксперты отметили соответствие МЛСП «Приразломная» международным стандартам.

Добыча нефти на Приразломном началась в декабре 2013 года, а спустя еще пять месяцев, в апреле 2014 года, первая партия арктической нефти сорта ARCO отправилась к европейским потребителям.

Приразломная оптимизация

Приразломное – первое и пока единственное месторождение на российском шельфе Арктики, где ведется добыча нефти. В 2013-2014 годах на месторождении было добыто более 300 тыс.

тонн нефти, в 2015 году эта цифра возросла более чем в 2,5 раза. Сегодня добыча ведется из четырех скважин, а всего построено восемь: помимо добывающих, действуют три нагнетательных и поглощающая.

К 2023 году количество скважин увеличится до 32 (19 добывающих, 12 нагнетательных, одна поглощающая).

Важным этапом для Приразломного стал декабрь 2015 года, когда Роснедра утвердили изменения к технологической схеме проекта.

Согласно документу, период стабильной добычи на Приразломном месторождении за счет повышения эффективности разработки продлен на два года (с трех до пяти лет), при этом объем добычи нефти за этот период должен увеличиться в 1,8 раза – до 23,1 млн тонн – за счет использования рационального бурения.

И это количество должны дать 32, а не 36 скважин, как предусматривал первоначальный план. Сокращение капитальных затрат на бурение, соответственно, позитивно скажется на общей экономике проекта. На пике актив будет давать 4,8 млн тонн нефти в год.

Кроме того, обновленная технологическая схема предусматривает рост суммарного объема геологических запасов Приразломного месторождения по категориям С1 и С2 на 12%, до 263 млн тонн, – это результат переинтерпретации сейсмических данных, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых.

Период эксплуатации Приразломного нефтяного месторождения, соответственно, увеличен до 35 лет. 2016 год был отмечен для проекта разработки Приразломного еще одним важнейшим событием – изменением транспортно-логистической схемы. Если раньше для доставки нефти с «Приразломной» в Роттердам использовалось два челночных танкера дедвейтом по 70 тыс.

тонн – «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», – то начиная с февраля, сырье сначала транспортируется на танкер-накопитель «Умба», установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска, дедвейтом 300 тыс. тонн, а уже оттуда отдельными танкерами идет в Европу.

«Использование плавучего нефтехранилища «Умба» позволило компании более гибко подходить к планированию объемов танкерных партий: укрупнить поставляемые партии сырья, оптимизировать стоимость фрахта и тем самым повысить эффективность экспорта нефти арктических сортов, – пояснил управляющий директор компании Gazprom Neft Trading GmbH Виталий Вяткин. – Размещение перевалочного комплекса в незамерзающем Кольском заливе позволило существенно повысить эффективность поставок за счет сокращения времени круговых рейсов танкеров, обеспечивающих доставку нефти с Новопортовского и Приразломного месторождений, и использования стандартного флота для отправки нефти потребителям».

Сами европейские потребители приняли арктическую нефть нового сорта ARCO на ура. Основным целевым рынком для сырья с Приразломного была выбрана Северо-Западная Европа, а точнее – так называемый регион ARA (Амстердам – Роттердам – Ан- тверпен).

По информации Виталия Вяткина, выбор обусловлен в первую очередь логистической доступностью и импортозависимостью региона, а также наличием в нем заводов, специализирующихся именно на переработке тяжелых нефтей, сходных по качеству с ARCO.

Действительно, нефть Приразломного месторождения отличается высокой плотностью, повышенным содержанием серы и, напротив, низким – парафина.

В 2014-2015 годах европейские потребители получили 1,1 млн тонн нефти ARCO, весь 2016 год закрыт новым долгосрочным контрактом с одной из крупнейших европейских нефтяных компаний.

Сегодня «Газпром нефть» активно работает над расширением пула покупателей нефти ARCO, тем более что после корректировки транспортно-логистической схемы появилась возможность поставок нового сорта в любую точку Старого Света.

Первой ласточкой стала отгрузка ARCO в средиземноморский регион в начале 2016 года.

В перспективе география поставок арктической нефти может быть расширена за счет рынков Азиатско-Тихоокеанского региона – по Северному морскому пути.

«Тюнинг» для платформы

Несмотря на уже достигнутую эффективность проекта, развитие «Приразломной» не останавливается, и уже в 2016 году стартует изначально интегрированный в схему освоения месторождения процесс технического перевооружения платформы.

В рамках программы техперевооружения МЛСП повысится эффективность 37 систем платформы. Изменения затронут технологический, энергетический и буровой комплексы, а также комплекс механического оборудования, обеспечения жизнедеятельности и безопасности, автоматизированную систему безопасности, системы навигации, связи и телекоммуникаций.

Пожалуй, ключевой проект в этом списке – модернизация бурового комплекса, включающая, в частности, переход с буровых растворов на водной основе на инвертно-эмульсионный буровой раствор. Это необходимо для строительства 11 наклонно направленных скважин глубиной более 6 тыс. м по стволу, с горизонтальными участками до 1 тыс. м и со смещением от центра скважин до 4 тыс. м.

Еще одно важное направление развития проекта – совершенствование береговой инфраструктуры. Уже на лето нынешнего года запланирован ввод в эксплуатацию второй и третьей очередей вахтового поселка Варандей, который станет надежной базой для работающих на платформе вахтовиков.

]

А в конце 2017-го должен заработать ведомственный вертодром «Газпром нефть шельфа». К 2022 году на месторождении должен быть закончен процесс бурения последней, 32-й, скважины, что выведет в 2023 году месторождение на пик добычи в 4,8 млн тонн и сделает его важным звеном достижения стратегической цели «Газпром нефти» – сохранить добычу на уровне 100 млн т.н.э. к 2025 году.

Санкт-Петербург

Материал был опубликован в журнале «Сибирская нефть» 

Источник: http://expert.ru/northwest/2016/40/platforma-dlya-bolshogo-starta/

Приразломное

Название: Приразломное нефтяное месторождение

Расположение: В Печорском море в 60 км от берега.

Лицензия: Владелец —  ООО «Газпром нефть шельф» (100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром нефть»).

Оператор разработки: ООО «Газпром нефть шельф»

Запасы: На момент начала извлекаемые запасы оценивались более чем в 70 млн тонн нефтяного эквивалента.

По состоянию на январь 2017 года на месторождении было построено десять скважин: шесть добывающих, три нагнетательных и одна поглощающая.

Всего же к 2023 году планируется пробурить 32 скважины — 19 добывающих, 12 нагнетательных и одну поглощающую. Бурение скважин планируется завершить в 2022 году.

Добыча: Началась 20 декабря 2013 года. Первая нефть с месторождения была отгружена 18 апреля 2014 года. В 2014 году было добыто 300 тыс. тонн нефти, в 2015 году — 800 тыс. тонн нефти, в 2016 году — 2,15 млн тонн нефти. Выход на проектную мощность — 4,8 млн тонн нефтяного эквивалента — запланирован на 2023 год. Период эксплуатации месторождения — 36 лет.

Транспортировка: Нефть с месторождения сначала транспортируется на танкер-накопитель «Умба», установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска, дедвейтом 300 тыс. тонн, а уже оттуда отдельными танкерами идет в Европу.

Особенности: Первый и пока единственный в России проект по освоению углеводородных ресурсов шельфа Арктики. Нефть, добываемая на Приразломном месторождении, получила название Arctic Oil (ARCO).

Месторождение, как принадлежащее «Газпром нефти», находится под санкциями.

Чистый убыток ООО «Газпром нефть шельф» в 2014 году, по данным «СПАРК-Интерфакса», составил 3,3 млрд рулей.

Одна из новелл фильма «Елки 5» происходит на платформе «Приразломная», с которой ведется добыча на месторождении.

История освоения: Освоение Приразломного — пожалуй, самый известный реализованный долгострой в российской нефтегазовой отрасли. Оно было открыто в 1989 году производственным объединением «Арктикморнефтегазразведка».

В 1992 году для его освоения была создано ЗАО «Росшельф», где одним из акционеров был «Газпром» с долей в 20%. «Росшельфу» принадлежала лицензия на месторождение.

Изначально предполагалось разрабатывать Приразломное с привлечением зарубежных инвесторов — в качестве партнеров или финансирующих организаций назывались Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация (IFC), BHP Petroleum, Wintershall AG.

Заказ на строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» был размещен в 1995 году на ПО «Севмаш» (тогда — ПО «Севмашпредприятие». По расчетам «Росшельфа», добыча на месторождении должна была начаться в 1998-1999 годах, выход на проектный уровень — 5,8 млн тонн нефти в год — в 2001-2002 годах.

Всего же добыча должна была вестись до 2020 года.

Однако иностранные компании по очереди отказывались от участия в проекте. В 1999 году BHP Petroleum — из-за экономической нецелесообразности проекта, а в 2001 году ее преемник — Wintershall AG — сообщил о заморозке проекта как минимум на год из-за невозможности договориться по условиям соглашения о разделе продукции.

В итоге в 2001 году было принято решение, что Приразломное будут разрабатывать три российских компании: «Газпром», «Росшельф» и «Роснефть». Лицензия была передана в совместное предприятие «Росшельфа» и «Роснефти» — ООО «Севморнефтегаз». В 2002 году «Севморнефтегаз» подписал с «Севмашем» контракт на достройку платформы.

Разумеется, срок ее сдачи сдвинулся на 2004 год, а добыча первой нефти на месторождении — на 2005 год. Интересный факт — в качестве основы «Приразломной» взяли подержанную платформу Hutton TLP, которую выкупили у Conoco.

Ранее руководство «Росшельфа» и «Газпрома» выступало категорически против покупки подержанной платформы за рубежом.

Однако денег на постройку платформы не было, сроки завершения строительства постоянно переносились. В 2004 году из проекта ушла «Роснефть» — компания продала свои доли в «Росшельфе» и «Севморнефтегазу» «Газпрому», который по сути стал единственным оператором проекта.

В итоге платформа была готова в 2010 году, а после отбуксирована в Мурманск, где ее достраивали и балластировали бетоном. В августе 2011 года платформа была установлена на месторождении, а в декабре 2013 года началась добыча нефти Приразломного.

Текущий статус: Ведется добыча, идут работы по строительству новых скважин, планируется выход на максимальную добычу.

Происшествия: 18 сентября 2013 года активисты «Гринпис» попробовали проникнуть на платформу «Приразломная», с которой ведутся работы на месторождении.

Им это не удалось, судно активистов Arctic Sunrise было арестовано и 24 сентября вместе с командой (30 человек) доставлено в Мурманск. Команда обвинялась в пиратстве, а также хранении и контрабанде наркотических средств. Однако в связи с амнистией команда в итоге была выпущена.

9 августа 2014 года корабль вернулся в Амстердам. В октябре 2014 года Следственный комитет прекратил дело в связи с амнистией.

Источник: http://neftianka.ru/prirazlomnoe/

Добыча нефти на Приразломном месторождении возрастет почти в 2 раза — Журнал Горная промышленность

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) утвердило новую технологическую схему проекта «Приразломное». Согласно документу, период стабильной добычи на Приразломном месторождении увеличен с 3 до 5 лет.

Рациональное бурение позволит увеличить добычу нефти в этот период в 1,8 раза, до 23,1 млн тонн. При этом ежегодный объем оптимальной полки — с учетом новых мощностей и корректировки параметров добычной и транспортной инфраструктуры — составит 4,8 млн тонн.

Кроме того, обновленная технологическая схема предусматривает рост суммарного объема геологических запасов Приразломного месторождения по категориям С1 и С2* на 12%, до 263 млн тонн.

Благодаря этому период эксплуатации Приразломного нефтяного месторождения увеличен до 36 лет.

Возрастание площади нефтеносности произошло по результатам переинтерпретации сейсмических данных, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых.

Период стабильной добычи нефти увеличился благодаря повышению эффективности разработки Приразломного за счет тщательного анализа накопленной информации о месторождении.

Эта работа позволила уменьшить количество скважин с 36 до 32, что даст возможность в полном объеме выбрать утвержденные извлекаемые запасы и при этом улучшить экономику проекта за счет снижения капитальных затрат на бурение.

«Опыт, который мы получаем в ходе работы над Приразломным, помог нам значительно повысить эффективность разработки месторождения, — отметил генеральный директор компании „Газпром нефть шельф“ Геннадий Любин. — Мы продолжим развивать первый проект по добыче нефти на российском арктическом шельфе».

Источник: https://mining-media.ru/ru/pages/history/10113-dobycha-nefti-na-prirazlomnom-mestorozhdenii-vozrastet-pochti-v-2-raza

Приразломное месторождение

Приразломное нефтяное месторождение расположено на шельфе в юго-восточной части Печорского моря на продолжении Варандей-Адзьвинской структурной зоны.

Приразломное месторождение было открыто в 1989 году.

Месторождение было открыто компанией «Арктикморнефтегазразведка» при проведении геолого-разведочных работ на нефть и газ на шельфе. В пределах месторождения глубины моря составляют 17-19 м. Количество пробуренных скважин на месторождении – пять.

Четыре скважины (№ 1,2,3,4) пробурила «Арктикморнефтегазразведка».

Лицензией на разведку и добычу углеводородов на Приразломном месторождении владеет ЗАО «Севморнефтегаз» – 100-процентное дочернее общество ОАО «Газпром». Извлекаемые запасы нефти Приразломного месторождения составляют 46,4 млн. т, что позволяет достичь годового уровня добычи около 6 млн. т.

Значение реализации проекта

Освоение углеводородного потенциала арктического шельфа является принципиально новым этапом развития топливно-энергетического комплекса России в ХХI веке.

По прогнозным оценкам, начальные суммарные ресурсы углеводородов на российском континентальном шельфе составляют около 90 млрд. тонн условного топлива. Из них более 60 млрд. т у. т. сосредоточены в Баренцевом и Карском морях.

Основную часть ресурсов шельфа составляет газ – 76 трлн. куб. м.

Формирование на основе месторождений шельфа Арктических морей нового газодобывающего района России и вовлечение в разработку нефтяных месторождений будет способствовать укреплению «Газпрома» в качестве многопрофильной энергетической компании мирового уровня.

Разработанной в ОАО «Газпром» Концепцией работы компании на шельфе РФ предлагается комплексный метод обустройства месторождений Баренцева, Карского и Печорского морей.

В основе комплексного подхода лежит разработка групп близко расположенных месторождений, что позволяет оптимизировать затраты и создает условия для совместной разработки крупных и относительно небольших морских месторождений.

В этой связи освоение Приразломного месторождения является для «Газпрома» актуальной задачей, так как создаваемая для реализации проекта инфраструктура станет основой для последующего освоения углеводородных ресурсов Баренцева и Карского морей.Ловушка представляет собой поднятие асимметричного профиля, ограниченное с юго-запада взбросом. Две залежи нефти приурочены к карбонатным отложениям нижнепермско-каменноугольным отложениям и по типу относятся к массивным. Коллекторами являются кавернозно-пористые рифовые известняки. Региональным флюидоупором служат глинистые отложения артинско-кунгурского возраста. 

Залежи содержат тяжелую нефть с высокой концентрацией серы. Приразломное месторождение по величине извлекаемых запасов нефти относится к крупным месторождениям.

Приразломное месторождение на карте

Приразломное месторождение — фотографии

Нефтяная компания: Газпромнефть — Приразломное нефтяное:Тимано-Печёрская месторождение
Работали здесь…отмечайтесь… Нефтяников: 0

Источник: http://www.nftn.ru/oilfields/offshore/timano_pechorskij_bassejn/prirazlomnoe/18-1-0-56

Добыча

С тех пор, как в 19 веке пробурили первые скважины, много нефти утекло… Нефтяники научились выкачивать сырье и после того, как скважина перестанет фонтанировать.

В противном случае 80-85% нефти не удалось бы поднять на поверхность, а глубина скважин может достигать нескольких километров.

Как же устроены современные буровые вышки, и какие методы используются для максимально эффективной нефтедобычи?

]

Для бурения скважины используются буровые установки, которые в простонародье называют вышками. На самом деле вышка – лишь часть комплекса сооружений, задействованных в процессе.

Диаметр нефтяных и газовых скважин уменьшается от начала «устья» к концу — «забою». Диаметр не превышает 900 мм в устье и почти никогда не бывает меньше 165 мм в забое.

Глубина может составлять от нескольких десятков до нескольких тысяч метров. После бурения скважина укрепляется специальными трубами и цементом.

Во время бурения скважина промывается, лишние остатки породы выкачиваются на поверхность.

Есть два основных типа бурения – роторное и бурение с помощью забойных двигателей.

Основное отличие заключается в том, что роторное бурение предусматривает расположение двигателя на поверхности, а в забойном двигатель находится над долотом, «вгрызающимся» в породу.

В различных ситуациях используется вертикальное бурение, наклонно-направленное, в том числе, горизонтальное, кустовое (сеть наклонных скважин, устья которых сгруппированы), многозабойное (скважина разветвляется) и отдельно выделяется шельфовое бурение, о котором расскажем в специальной главе.

Источник: http://www.vestifinance.ru/special/rosneft_m/dobicha

Месторождение Приразломное — пока единственный российский проект на шельфе Арктики

Мы начинаем серию публикаций о крупнейших российский месторождениях нефти под названием «Российский шельф». Последнее из крупнейших сухопутных месторождений России – Эргинское – выставлено на аукцион. Все на нем прилично заработают — и российский бюджет, и победитель.

Но возникает самый главный вопрос: действительно ли традиционные российские нефтяные месторождения близки к исчерпанию – и делается ли в РФ теперь ставка на шельфовые месторождения? Открывает нашу подборку шельфовое месторождение Приразломное – единственный действующий российский нефтяной проект на шельфе Арктике, где ведется промышленная добыча.

Оператор проекта: «Газпром нефть шельф», дочерняя компания «Газпром нефти».

Это месторождение обнаружено в 1989 году на шельфе Печорского моря в 60 километрах от берега. Глубина моря в районе месторождения составляет 20 метров.

Извлекаемые запасы нефти Приразломного превышают 70 млн тонн.

Добыча: по итогам 2016 года на Приразломном добыто 2,154 млн тонн нефти сорта ARCO, что более чем в 2,5 раза превосходит показатели 2015 года (800 тыс тонн).

В 2014 году на Приразломном извлечено 300 тыс тонн нефти. Накопленная добыча осенью 2016 года превысила 3 млн тонн, а в начале апреля 2017 года – 4 млн тонн.

До конца текущего года оператор проекта рассчитывает извлечь на месторождении 2,6 млн тонн нефти.

Ранее обозначенный «Газпром нефтью» уровень добычи на пике – 5,5 млн тонн. Как прокомментировали планы дальнейшей разработки в компании, «в 2022 году, как и предписывает график проекта «Приразломное», добыча достигнет уровня в 5 млн тонн».

Начало разработки: промышленное освоение разработка месторождения начато в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года.

Платформа: для разработки месторождения создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная»,  рассчитанная на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, способная выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Технологии: все скважины, эксплуатируемые на месторождении, находятся внутри платформы – ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Установленное на скважинах оборудование позволяет предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа.

Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в емкости кислорода и образование взрывоопасной среды. На платформе создана система «нулевого сброса», исключающая попадание в море отходов бурения и производства.

«Применяемые на проекте технологии и инфраструктура позволяют обеспечивать добычу нефти и эффективно, причем безопасно для окружающей среды, разрабатывать месторождение», – отмечают в «Газпром нефти».

В апреле 2017 году на Приразломном пробурили и ввели в эксплуатацию первую многозабойную скважину с несколькими горизонтальными ответвлениями по технологии fishbone («рыбья кость»), что позволяет увеличить охват нефтенасыщенных участков пласта. Это – четвертая нагнетательная скважина на «Приразломной» из одиннадцати действующих: шести добывающих, четырех нагнетательных и одной поглощающей. :///

Источник: https://teknoblog.ru/2017/06/10/78915

Геологическая характеристика Приразломного нефтяного месторождения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 55

Салаватов Салават Юлаевич

Студент 4 курса, БашГУ Г.Уфа, РФ E-mail — [email protected]

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРАЗЛОМНОГО НЕФТЯНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Аннотация

В данной статье в краткой форме описана геологическая составляющая шельфового Приразломного месторождения. Актуальность темы обусловлена тем, что месторождение на сегодняшний день является единственным действующим в России проектом по добыче углеводородов на шельфе Арктики.

Ключевые слова Месторождение, шельф, коллектор, пласт, горизонт.

Приразломное — уникальное для России в своем роде месторождение, находящееся за полярным кругом в акватории Печерского моря. Это единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата.

Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 55 км к северу от посёлка Варандей и в 320 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мар (рис. 1).

Рисунок 1 — Расположение Приразломного месторождения на карте

Приразломное открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти. Нефть нового российского сорта получила название Arctic Oil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года. Относится к Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Глубина моря в районе месторождения составляет 19—20 метров.

Добыча ведется на морской ледостойкой нефтедобывающей платформе.

В тектоническом отношении месторождение расположено в юго-восточной части Печорского моря на продолжении Варандей-Адзьвинской структурной зоны. Залежи нефти приурочены к карбон-нижнепермским отложениям. Коллекторами являются кавернозно-пористые рифовые известняки. По нефтегеологическому районированию территория месторождение относится к Тимано-Печорскому бассейну. [2]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х

Продуктивный горизонт, вскрытый четырьмя скважинами, представлен двумя карбонатными пластами-коллекторами различного генезиса. Верхний высокопористый пласт-коллектор, сложенный биокластическими известняками, перекрыт глинами кунгурского яруса, образующими региональную покрышку двумя маломощными (1-2 м) и непроницаемыми пластами, и разобщен на три пласта: Ia, Ib, Ic.

Нижний пласт-коллектор II представлен относительно плотными известняками карбона. Он слабо выражен в сейсмическом волновом поле из-за низких коллекторских свойств.

Продуктивный пласт I хорошо коррелируется между всеми скважинами. Пласт !а выделяется только в разрезе скв. 3 и 4, расположенных в центральной и юго-восточной частях структуры, и представлен переслаиванием высокопористых и низкопористых (до непроницаемых) известняков.

]

Пласт был подвергнут палсоразмыву, в своде и на севере структуры (скв. 1,5) он отсутствует. На восточном крыле в скв. 4 сохранилась лишь его подошвенная часть. Наибольшая мощность пласта отмечается в скв. 3. Пласты Ib и Ic распространены на площади всего месторождения.

Общая мощность известняков продуктивного пласта I (по данным бурения и сейсморазведки) изменяется в пределах 43-85 м, эффективная — 42-85 м, для продуктивного пласта II (по данным бурения) соответственно 49,5-63,0 и 11,1-26,2 м.

Площадная невыдержанность эффективной мощности коллекторов пласта II при их низкой пористости (< 10 %) не позволяет рассматривать этот горизонт в качестве самостоятельного объекта разработки.

Основные запасы нефти приурочены к пласту I, распространенному на площади месторождения и характеризующемуся средней пористостью (15,6-21,7 %) и проницаемостью (0,05-0,4 мкм2). Его средняя нефтенасыщенность составляет 77-95 %. [1]

Особенностями геологического строения месторождения являются:

— Структурно-тектонический тип пластового резервуара (ловушки);

— Хорошая выдержанность по площади мощности основного продуктивного пласта и его петрофизических свойств;

— Приуроченность повышенных значений пористости и проницаемости коллекторов (и соответственно повышенной концентрации запасов) к центральной и южной частям месторождения;

-Значительное развитие вертикальной трещиноватости, особенно в северной части месторождения;

— Увеличение отношения вертикальной проницаемости к горизонтальной от центральной части месторождения к северной [3].

Список использованной литературы:

1. Никитин Б. А., Хведчук И. И. «Нефтяное месторождение Приразломное на Арктическом шельфе России». Геология нефти и газа, № 2. Москва 1997 г.

2. Шипилов Э. В. «Месторождения углеводородного сырья российского шельфа Арктики: геология и закономерности размещения». Вестник МГТУ, том 3, №2, 2000 г.

3. www.neftegaz.ru

© Салаватов С.Ю., 2017

УДК 55

Фархутдинова Дилара Рамилевна

студентка БашГУ, г. Уфа Е-mail: [email protected]

НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ Аннотация

По разведанным запасам нефти Россия входит в число ведущих нефтедобывающих стран мира. В ее

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/geologicheskaya-harakteristika-prirazlomnogo-neftyanogo-mestorozhdeniya

Накопленная добыча на Приразломном месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе достигла 120 млн т нефти

РН-Юганскнефтегаз, дочка Роснефти, добыла на  Приразломном месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) 120 млн т нефти с начала его разработки в 1982 г.

Об этом Роснефть сообщила 30 августа 2017 г.

Приразломное месторождение находится на территории Нефтеюганского, Ханты-Мансийского и Сургутского районов ХМАО, в 115 км от г Ханты-Мансийска и в 126 км от г Нефтеюганска.

Площадь месторождения составляет около 2,3 тыс км2.

Разведанные запасы месторождения составляют 658,8 млн т, извлекаемые — 218,2 млн т.

На Приразломном месторождении создана развитая инфраструктура, включающая пункт перекачки нефти, 3 дожимные насосные станции, 4 кустовые насосные станции, 198 кустовых площадок.

Добывающий фонд насчитывает 1664 скважин, что обеспечивает среднесуточную добычу нефти в объеме более 26,2 т.

На Приразломном месторождении применяются эффективные геолого-технологические мероприятия (ГТМ) по повышению нефтеотдачи пластов такие, как бурение горизонтальных скважин и проведение операций многостадийного гидроразрыва пласта (МГРП).

В 2018-2020 гг на месторождении планируется ввод еще 26 новых кустовых площадок.

РН-Юганскнефтегаз является крупнейшей дочкой Роснефти.

Предприятие работает на 33 лицензионных участках.

В 2016 г объем добычи углеводородов вырос на 1,9%, до 67,5 млн тнэ.

Накопленная добыча предприятия превышает 2,2 млрд т нефти. 

В конце июля 2017 г РН-Юганскнефтегаз достиг рекордного уровня суточной добычи нефти и газового конденсата — 184,549 тыс т/сутки.

Обсудить на Форуме

Источник: https://neftegaz.ru/news/view/164381-Nakoplennaya-dobycha-na-Prirazlomnom-mestorozhdenii-v-Hanty-Mansiyskom-avtonomnom-okruge-dostigla-120-mln-t-nefti

«Газпром нефть» получила рекордную отсрочку по добыче нефти на шельфе :: Бизнес :: РБК

Нефтяные компании в кризис стремятся максимально отложить освоение шельфа Арктики. «Газпром нефть» задала новую планку по отсрочкам: Роснедра разрешили ей перенести добычу на Долгинском месторождении с 2019 на 2031 год

Вид с носа ледокола «Капитан Драницын» на арктические льды (архивное фото) (Фото: Артем Геодакян/ТАСС)

Время на разведку

Добыча нефти на крупнейшем шельфовом месторождении в Печорском море — Долгинском, оператором которого выступает «Газпром нефть Сахалин», отложена до 2031 года.

Такое решение Роснедра приняли по заявке компании в июне 2015-го (РБК удалось ознакомиться с решением комиссии по изменению условий лицензионных соглашений).

Пресс-секретарь Минприроды Николай Гудков подтвердил РБК перенос сроков добычи на Долгинском месторождении, пояснив, что решение вынесено с учетом «необходимости дополнительного проведения геологоразведочных работ».

Результаты бурения разведочной скважины и полученные промышленные притоки углеводородов на Долгинском месторождении в 2014 году потребовали пересмотра геологической модели.

Об этом официально сообщили РБК в «Газпром нефти».

«О сроках ввода месторождения в промышленную эксплуатацию говорить пока преждевременно, так как для этого надо снять имеющиеся геологические неопределенности», — добавили в пресс-службе компании.

Нефть к 2019 году

Долгинское нефтяное месторождение расположено в центральной части Печорского моря, в 120 км к югу от архипелага Новая Земля и в 110 км к северу от материка. Извлекаемые запасы месторождения оцениваются в более чем 200 млн т.

Ранее было запланировано начать на нем добычу нефти до конца 2019 года, а к 2026-му — достичь пика добычи на уровне 4,8 млн т нефти в год.​

Дочерние структуры «Газпром нефти» владеют пятью лицензиями на месторождения и участки российской части арктического шельфа.

Это Приразломное месторождение в Печорском море, лицензия на которое оформлена на «Газпром нефть шельф».

«Газпром нефть Сахалин» владеет лицензиями на Северо-Врангелевское месторождение (Восточно-Сибирское и Чукотское моря), Северо-Западный лицензионный участок и Долгинское месторождение в Печорском море, Хейсовский лицензионный участок в северной части Баренцева моря. Добыча ведется только на Приразломном месторождении.

Лицензия на разведку и добычу нефти и газа на Долгинском месторождении была выдана в конце декабря 2005 года «Газпрому» сроком на 20 лет.

К 2019 году компания должна была по условиям лицензии пробурить не менее трех скважин и провести сейсморазведку 3D в объеме не менее 600 кв. км. Добыча нефти должна была начаться в 2019 году.

Однако за время работы на месторождении дочерняя структура «Газпром нефти» пробурила только две скважины, поисковую и разведочную, и провела сейсморазведку.

Причем разведочная скважина дала отрицательные результаты по наличию нефти.

«Результаты бурения и испытания скважины свидетельствуют о некондиционности действующей геологической модели, необходимости ее корректировки по причине низкого качества выполненных сейсморазведочных работ», — писала Роснедрам «Газпром нефть».

Нефтяники попросили дополнительное время на уточнение геологической модели строения месторождения и для новых сейсморазведочных работ в объеме от 400 кв. км. По новым условиям лицензии компания получила право пробурить дополнительную разведочную скважину в 2019 году вместо 2016 года.

Каждая попытка обходится «Газпром нефти» в сумму до $500 млн, такие данные есть в презентации заместителя министра природных ресурсов Дениса Храмова «Нефть и газ Сахалина 2015». В сентябре чиновник говорил о том, что компании придется «уточнять модель, сам проект» на Долгинском месторождении.

Партнерство с вьетнамцами

«Газпром нефть» собиралась разрабатывать Долгинское совместно с вьетнамской компанией Petrovietnam.

В апреле этого года компании подписали меморандум о расширении сотрудничества по проектам на шельфе Печорского моря, договорившись до конца октября определить список приоритетных месторождений.

Речь шла о совместной разведке, разработке и добыче углеводородов на Долгинском месторождении и Северо-Западном лицензионном участке. Однако пока этот список пока не выработан. Соглашение не носит обязывающий характер, подчеркнули РБК в «Газпром нефти».

Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров отмечает, что дело не только в разведке, но и в себестоимости добычи нефти на арктическом шельфе России. «Она составляет не менее $100 за баррель. Это слишком дорого при текущих ценах на нефть. Поэтому нефтяные компании массово откладывают сроки начала добычи на шельфовых проектах», — говорит Нестеров.

]

По стопам «Роснефти»

Летом 2015 года министр природных ресурсов Сергей Донской в интервью «Ведомостям» озвучивал, что Роснедра по просьбе «Роснефти» одобрили перенос сроков геологоразведки, а в ряде случаев — и добычи нефти.

Речь идет о семи участках из 10, по которым «​Роснефть» подавала заявления на продление сроков лицензии: Северо-Поморский-1 и -2, Поморский, Южно-Приновоземельский, Русский, Западно-Матвеевский, Восточно-Сибирский-1 (расположены в Охотском, Печорском, Баренцевом, Восточно-Сибирском морях). Изменения еще по трем участкам — Южно-Русскому, Варнекскому и Альбановскому — были согласованы в январе этого года. По всем ним сейсморазведочные работы либо бурение скважин должны быть проведены в 2015–2016 годах, но теперь могут быть отложены на 2017–2018 годы. Сроки действия лицензий остаются неизменными — до 2023–2024 годов.

Чиновники Роснедр и Минэнерго оказываются в сложной ситуации: перенос сроков ставит под угрозу прописанные в Энергостратегии России до 2035 года планы Минэнерго добывать на шельфе к 2035 году не менее 50 млн т нефти в год, но если не пойти на уступки компаниям, они будут сдавать лицензии.

«В текущей ситуации компании не готовы планировать разработку месторождений с высокой себестоимостью добычи нефти, поэтому если экономическая конъюнктура не изменится в ближайшие пять лет, то вряд ли мы увидим 50 млн т добычи нефти на шельфе к 2035 году», — считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

При текущих ценах невыгоден и шельфовый газ. «Спроса на шельфовый газ при наличии профицита менее дорогого по себестоимости добычи газа с месторождений суши попросту не будет.

Что касается перспективы разработки Долгинского месторождения совместно с вьетнамцами, то, скорее всего, стороны выберут для совместной разработки на ближайшую перспективу другие участки недр»​, — предполагает Нестеров.

Источник: https://www.rbc.ru/business/15/11/2015/5645a9429a7947c868dcadf9

10 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ДОБЫЧА НЕФТИ В АРКТИКЕ — ПЛОХАЯ ИДЕЯ

Арктика — зона стратегических интересов РФ. Россия заинтересована в Арктике по многим причинам. Одна из главных – материальная. Регион, как считается, содержит 30% мировых неразведанных запасов газа и 13% – нефти (оценка Геологической службы США). Эти ресурсы, помимо прочего, могли бы стать потенциальным источником привлечения инвестиций в российскую экономику.

Проходящий через Арктику Северный морской путь (в 2014 году по нему были перевезены рекордные 4 млн тонн грузов) также заключает в себе экономический потенциал – в том числе для развития северных регионов России.

Нефтяные и газовые месторождения во многих регионах мира находятся в фазе истощения. Арктика же, напротив, остаётся одним из немногих районов планеты, где энергетические компании почти не вели активную добычу. Это связано с тяжёлыми климатическими условиями, которые затрудняли извлечение ресурсов.

В Арктике, между тем сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. По оценке геологической службы США, в регионе залегают 90 млрд баррелей нефти, 47,3 трлн куб.

м газа и 44 млрд баррелей газового конденсата. Контроль над этими запасами позволит арктическим государствам в будущем обеспечить высокие показатели темпов роста национальных экономик.

Более подробно о российских приоритетах в Арктике мы уже писали здесь.

Сегодня поговорим о другом — почему добыча нефти в Арктике — это плохая идея. На официальном сайте Гринпис России указываются 10 причин, указывающих на опасность и недальновидность действий со стороны любых стран, заинтересованных в добыче нефти в арктической зоне.

Разберем на примере единственной стационарной нефтяной платформе — «Приразломная», ведущая добычу нефти на российском арктическом шельфе. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в сентябре 2014 года на «Приразломной» был добыт миллионный баррель нефти.

Платформа находится в 55 км к северу от посёлка Варандей в Ненецком автономном округе и в 320 км к северо-востоку от города Нарьян-Мар.

Лицензия на Приразломное месторождение принадлежит компании ООО «Газпром нефть шельф» (дочернее общество ОАО «Газпром нефть»). Платформа создана специально для разработки месторождения и осуществляет все необходимые технологические операции — бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии.

Уникальность «Приразломной» в том, что впервые в мире добыча углеводородов на арктическом шельфе ведётся со стационарной платформы в сложных условиях дрейфующих ледовых полей.

Платформа рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Несмотря на все вышесказанное, и заверения нефтедобывающей компании о максимальной безопасности и способности выдерживать любые нагрузки, Гринпис России, по роду своей деятельности, считает добычу нефти на «Приразломной» опасным занятием.

Итак, что же это за причины:

1. Нефть арктического шельфа слишком дорогая.

Себестоимость добычи нефти на «Приразломной» — 30 долларов за баррель. Это примерно в 3 раза дороже, чем добывать нефть на суше. На страхование экологических рисков «Газпром» — одна из самых преуспевающих компаний в мире — заложил 175 тысяч долларов. Для сравнения авария в Мексиканском заливе обошлась в 41,3 млрд долларов.

2. Убрать нефть в Арктике крайне сложно.

В мире нет эффективных методов уборки нефтепродуктов во льдах. Последний опыт ликвидации аварии был у Норвегии. Но и там, используя самые современные методы, смогли собрать только половину разлившегося мазута.

3. Артика охлаждает климат нашей планеты.

Сжигание нефти провоцирует изменение климата и таяние арктических льдов, а без них солнечная радиация отражается все хуже, и Земля нагревается быстрее.

4. Нефть уже загрязняет Арктику.

Ежегодно российские реки выносят в Северный Ледовитый океан до 500 000 тонн нефтепродуктов, которые образовались, в том числе в результате аварий при добыче и транспортировке нефти.

5. Нефть из Арктики нам не нужна.

Россия первая страна в мире по количеству аварий на трубопроводах. Сначала нам стоит устранить утечки нефти, а затем сосредоточиться на развитии энергоэффективных технологий. Если внедрить их у нас к 2020 году, это поможет сэкономить нефти в 8 раз больше, чем предполагается добывать на платформе «Приразломная».

6. К бурению не готовы.

Первая буровая платформа в Арктике — «Приразломная» принадлежит дочерней компании «Газпрома». Она запущена с большим количеством технических недоработок и без эффективного плана ликвидации аварийных разливов.

7. К аварии не готовы.

В этом плане обозначены также 7 судов для борьбы с разливами. У компании Shell, которая собирается бурить на шельфе Аляски, в распоряжении имеется 9 судов, у Cairn Energy, работавшей в Гренландии, — 14. Для сравнения, чтобы устранить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе, было задействовано 6000 судов.

8. Животные страдают от промышленного освоения Арктики.

Даже сейсморазведка нефтяных запасов может вызывать гибель мальков рыб и зоопланктона, патологические болезни у китов и других животных. Разлив нефти на платформе «Приразломная» может привести к массовой гибели тюленей, полярных медведей, птиц и других животных.

9. Запасов нефти хватит на три года.

По информации геологоразведочной службы США, в Арктике сосредоточено до 90 млрд баррелей нефти. Цифра немалая. Однако она обеспечит общемировой спрос на нефть всего на три года.

]

10. Последствия любой катастрофы будут сказываться десятилетия.

Шторма, туманы и полярная ночь затрудняют любые работы по уборке нефти, значит, ее большая часть неизбежно осядет на дно и останется на берегах. В холоде нефть разлагается дольше. Более 20 лет прошло с момента крупной аварии танкера Эксон Валдис, а на побережье Аляски до сих пор находят нефть.

Авария на «Приразломной»: зона риска

Авария на платформе «Приразломная» может нанести серьезный урон природе — пострадают акватория и побережье Печорского моря, несколько заповедных территорий. Как будет распространяться пятно нефти в случае возможного разлива, зависит от многих факторов: времени года и суток, направления и скорости ветра, ледовой обстановки.

По расчетам ученых, в зону риска попадёт огромная площадь: 140 000 квадратных километров акватории Печорского моря (это примерно четыре Байкала!) и свыше 3 000 километров береговой линии. От нефти могут пострадать заповедник «Ненецкий», а также заказники «Вайгач» и «Ненецкий», которые находятся всего в 50-60 км от «Приразломной».

Это значит, авария может нанести серьезный ущерб популяциям таких животных, как белуха, морж, гренландский тюлень, белый медведь.

Сценарий возможного разлива

Ученые рассмотрели десятки тысяч возможных сценариев разлива. На этой карте — один из них. Если авария будет крупной (в море попадет 10 000 тонн нефти), то при соответствующем направлении ветра и течений, уже через сутки нефть достигнет острова Долгий. А спустя еще четыре дня на берегу окажется свыше 100 тонн нефти.

Западное побережье острова Долгий — часть заповедника «Ненецкий», место обитания моржа, а также множества птиц: малого лебедя, белощекой казарки, гаги-гребенушки, сапсана, орлана-белохвоста, беркута, кречета. Нефтью может быть загрязнено до 40 км побережья.

Но никаких средств для спасения животных в аварийном плане оператора «Приразломной» не предусмотрено, а для уборки берега в арсенале компании значится 15 лопат, 15 ведер, 1 кувалда…

А теперь более наглядно:

Источник: https://moiarussia.ru/10-prichin-pochemu-dobycha-nefti-v-arktike-plohaya-ideya/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]