Факторы размещения машиностроения в мире

Факторы размещения машиностроения

Машиностроение является одной из первостепенных отраслей промышленности. Она создает основной производственный фонд – орудия труда.

Машиностроительная промышленность оказывает существенное влияние на направления и темпы научно-технического прогресса.

Благодаря ей, растет производительность труда, другие показатели экономики, которые определяют эффективность развития производства. Из этой статьи мы узнаем факторы размещения машиностроения.

Машиностроительный комплекс

Комплекс машиностроения – это довольно емкое межотраслевое образование, охватывающее металлообработку и машиностроение. В машиностроение также входят специализированные отрасли, сходные по используемому сырью и технологии.  Размещение и развитие отраслей машиностроительной  промышленности строится по тем же принципам, что и во всех отраслях промышленного комплекса.

Исходя из взаимодействия таких факторов, как трудоемкость и материалоемкость, выделяют: общее, среднее и тяжелое машиностроение. Факторы размещения машиностроительного комплекса можно выделить следующие:

  1. Природные условия, и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов.
  2. Объем капитальных вложений и источники финансирования.
  3. Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах.
  4. Уровень базового развития науки и техники.
  5. Специализация и кооперирование.
  6. Транспортная сеть и пути сообщения.
  7. Уровень квалификации и состав трудовых ресурсов
  8. Форма производства.
  9. Структура и масштабы потребления готовой продукции.
  10. Транспортабельность готовой продукции и сырья.
  11. Экология региона.

Технико-экономическая специфика производства напрямую влияет на размещение машиностроительных предприятий. Прежде всего, на это влияют такие особенности как конструкционная сложность изделий, выпускаемых производством, а также широкое развитие кооперирования и специализации.

Многие отрасли, по характеру технологического процесса производства, тяготеют к районам повышенной технологической культуры, которые обеспечены качественно подготовленными технологическими кадрами. Это решающие факторы размещения точного машиностроения. Потребительский фактор в тяжелом машиностроении оказывает большее влияние на размещение производства, чем фактор сырьевой.

Оптимальным вариантом в данном случае будет совпадение места потребления и источников сырья. 

Отрасли машиностроения

Далее рассмотрим некоторые факторы размещения отраслей машиностроения подробнее:

  • Наукоемкость. Наука является опорой большинства современных отраслей машиностроительного комплекса. Предприятия, относящиеся к технически сложным и наиболее прогрессивным отраслям, сконцентрированы в центрах с наиболее развитой научной базой, например Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург и т.д. Это такие отрасли, как электроника, приборостроение, радиотехническая промышленность, авиакосмическая и т.д. Доля этих отраслей в машиностроении России пока довольно низка, составляет она 20%.
  • Трудоемкость. Для производства сложных и точных машин необходимы большие затраты квалифицированного труда. Например, для того чтобы изготовить ткацкий станок, нужно затратить около 1000 часов рабочего времени, а ракетный и авиационный двигатель собираются значительно дольше. Решающими факторами для размещения таких отраслей являются высокая концентрация населения и квалификация служащих и рабочих. Это определяет место размещения практически четверти машиностроительных предприятий в стране. Максимально трудоемкими являются станко- и приборостроение.
  • Специализация и кооперирование. Машины являются невероятно сложными техническими устройствами, они состоят из множества мелких деталей. В электровозе, например, их 250 тысяч. Их изготовление на одном заводе процесс невозможный. Производятся отдельные части машин на заводах, специализирующихся на их производстве. После этого осуществляется сборка готовых изделий.  Для этих целей созданы комплексы взаимосвязанных предприятий. В их состав входят заводы-филиалы, поставляющие готовые детали и оборудование, и головной сборочный завод. Такая взаимосвязь называется кооперированием. Оно осуществляется и между предприятиями, входящими в одну отрасль, и с заводами, которые относятся к другой отрасли. Основные факторы, влияющие на размещение машиностроения в этом случае, это местонахождение таких предприятий  внутри одного экономического района и уменьшение дальности перевозок. Это обеспечивает комплексное развитие хозяйства.
  • Транспортный фактор. Важность транспортного фактора определяется широким развитием кооперации. При этом возникает необходимость перевозки машин и их деталей.
  • Металлоемкость. Металла требуется, для производства оборудования, очень много. Предприятия, которые его выпускают, стремятся быть ближе к металлургическим базам. Крупнейшие заводы, относящиеся к тяжелому машиностроению, располагаются  в Сибири (Красноярск, Иркутск) и на Урале (Екатеринбург).
  • Ориентация на потребителя. Машиностроительные предприятия, которые производят продукцию малотранспортабельную, в связи с ее большим весом и крупными размерами, находятся в районах потребления. Это сельскохозяйственное машиностроение, производящее комбайны и другую технику, предприятия, производящие машины для лесной промышленности, горное оборудование и т.д.
  • Военно-стратегический фактор. Этот фактор важен для заводов, которые выпускают оборонную продукцию. При их размещении учитываются интересы государственной безопасности. Они должны быть  удалены от территориальных границ государства. В города, где находятся эти предприятия и, разумеется, на сами предприятия, доступ ограничен.

В этой статье мы постарались подробно изложить факторы размещения предприятий машиностроения.

Источник: https://elhow.ru/gosudarstvo/ekonomika/faktory-razmecshenija-mashinostroenija

Машиностроительный комплекс: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития

Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и механизмы. В состав машиностроительного комплекса входит более 70 отраслей. Это, прежде всего электротехника и приборостроение, станкостроение и инструментальная промышленность, сельскохозяйственное и строительно-дорожное машиностроение.

Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение.

Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвует несколько предприятий).

Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть значительным. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть — Центральная Россия, Поволжье.

Таким образом, транспортный фактор — важнейший для размещения машиностроения.

Предприятия наиболее прогрессивных и сложных отраслей (электронное, радиотехническое) ориентируются на фактор наукоёмкости и размещаются там, где есть развитая научная база (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и т. д.).

Военно-стратегический фактор определяет размещение предприятий, выпускающих оборонную продукцию. Они удалены от границ, многие расположены в так называемых «закрытых» городах (Саров, Новоуральск, Снежинск и др.), либо размещены вблизи военных баз.

Производство многих видов машин требует больших затрат труда людей, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки — приборостроение, станкостроение. Они тяготеют к районам с высокой концентрацией населения — Москва, Воронеж, Пенза, Рязань.

Металлоёмкость определяет размещение предприятий тяжёлого машиностроения, продукция которых требует много металла (производство энергетического, металлургического оборудования). Такие предприятия ориентируются либо на крупную металлургическую базу, например —Урал — Екатеринбург, Сибирь — Иркутск, Красноярск. Либо на привозное сырьё, например — Санкт-Петербург.

Многие виды машин нужны везде, а некоторые (например, льноуборочные комбайны, тракторы для вывоза леса) требуются только в отдельных регионах. При этом такие машины сложно транспортировать, значит, их выгоднее производить, там, где есть в них потребность — потребительский фактор.

Машиностроение развито во всех районах страны, но специализация его различна.

Машиностроение — ведущая отрасль материального производства, оно обеспечивает машинами и механизмами другие отрасли, тем самым, обеспечивая прогресс в хозяйстве страны в целом.

Но на сегодняшний момент российское машиностроение находится в состоянии кризиса, развиваясь низкими темпами, оно не может обеспечить прогресс других отраслей. Происходит отставание в гражданском секторе машиностроения, низкие темпы обновления оборудования, а на устаревшем оборудовании нельзя создать конкурентно способную технику.

Перспективными направлениями в машиностроении является — развитие наукоёмких производств, выпуск качественных потребительских товаров, демонополизация и установление новых хозяйственных взаимосвязей.

Источник: https://geographyofrussia.com/mashinostroitelnyj-kompleks-sostav-faktory-razmeshheniya-predpriyatij-osnovnye-rajony-i-centry-problemy-i-perspektivy-razvitiya/

Факторы размещения машиностроения

Машиностроительный комплекс (МС)- крупнейший из промышленных комплексов, главная задача которого вооружать народное хозяйство новым, всœе более совершенным оборудованием и машинами.

В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенное воздействие социально-демографических экономических факторов, к примеру, обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, наличие развитой научной базы, специализация и кооперирование производства.

Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовление одного продукта (услуги), части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве.

В машиностроении специализацию подразделяют на предметную, подетальную, технологическую, функциональную:

a)предметная — выпуск готовых изделий (конечных видов продукции — машин и оборудования);

b)подетальная — производство и поставка по кооперации отдельных частей и деталей;

c)технологическая — производство и поставка полуфабрикатов;

d)функциональная — производство и предоставление услуᴦ.

Специализация является важнейшим направлением интенсификации производства машиностроения. Она дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации производственных процессов, что повышает эффективность развития производства (повышение производительности труда и качество продукции и т. п.).

Развитие всœех видов специализации в промышленном производстве обусловило широкие связи по кооперативным поставкам между предприятиями различных отраслей народного хозяйства.

]

Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет определœенную технологическую операцию. Кооперирование способствует повышению технического уровня производства, внедрению передовых форм организации производства, лучшему использованию производственных мощностей.

Массовый и крупносœерийный выпуск готовой продукции и полуфабрикатов настолько снижает затраты на ее изготовление, что это оправдывает возникающие в ходе кооперативных связей или поставок продукции потребителям затраты на дальние перевозки.

В различных районах страны созданы комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Οʜᴎ состоят из групп заводов, большая часть из которых заводы-филиалы, поставщики деталей и оборудования для сборочных заводов.

Такая организация производства позволяет создавать заводы-филиалы в малых и средних городах, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась чересчур узкая специализация, которая привела к сильной монополизации производства (до 80%). Сегодня только одно предприятие в России выпускает троллейбусы (Энгельс), картофелœеуборочные комбайны (Рязань).

Наукоемкость — один из важнейших факторов размещения машиностроительных предприятий — ориентация на научный потенциал (тяготение к районам с развитой научной базой).

Развитие машиностроения невозможно без широкого внедрения научных разработок.

По этой причине производство наиболее сложной и прогрессивной техники концентрируется в районах, обладающих высокоразвитой научной базой (НИИ, опытные заводы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани ит. д.).

Трудоемкость(большие затраты труда и высокая квалификация используемого труда) изготавливаемой в машиностроении продукции обусловило тяготение многих его отраслей к районам сосредоточения трудовых ресурсов. На пример, для производства одной тонны минœеральных удобрений нужно затратить 2-3 часа.

Вес ткацкого станка всœего в два раза больше, но чтобы его изготовить крайне важно затратить 1000 часов рабочего времени. Высокая трудоемкость присуща производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск, Зелœеноград и т.д.), авиационной промышленности (Казань, Самара и т.д.

), станкостроению (Москва и т.д.).

Ориентация на потребителя.Продукция машиностроения очень разнообразна, используется как в различных отраслях машиностроения (станки, прессы, инструменты, электроприборы), так и в других производственных комплексах (энергетическое, горно-шахтное оборудование, крупные речные и морские суда и т.д.).

Многие машиностроительные предприятия ориентированы на потребителœей продукции, что связано с низкой траспортабельностью отдельных видов продукции в следствии его большого веса и крупных размеров. Данную продукцию выгоднее производить в районах ее потребления.

К примеру, тракторы для вывозки леса (трелœевочные) производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых — на Северном Кавказе (Ростов- на- Дону), и т.д.. Отмеченные выше особенности размещения машиностроения определяют большую роль и значение транспортного факторав осуществлении поставок по кооперации и обеспечению готовой продукцией потребителœей.

Машиностроительные предприятия размещаются на крупных транспортных магистралях, так как развитая транспортная сеть, возможность использовать различные виды транспорта позволяет повысить надежность связей по кооперации и обеспечить экономическую эффективность производства.

Влияние данного фактора объясняется и тем, что создание комплексов взаимосвязанных производств в машиностроении по отдельным районам страны затруднено в силу весьма дробной специализации машиностроительных предприятий и сложностью выпускаемой продукции.

К примеру, Волжский автозавод связан по кооперативным поставкам более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше ста комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, при большом разнообразии поставляемых изделий и материалов, не всœегда возможно создание всœех предприятий-смежников в районе расположения сборочного конвейера (головного) предприятия.

Военно-стратегический фактор. Предприятие, выпускающее продукцию оборонного назначения (ВПК) размещаются с учетом интересов национальной безопасности. Как правило в удалении от границ.

В следствии многообразия факторов размещения и повсœеместности потребителœей машиностроение развито во всœех районах России. Но его специализация и роль в хозяйстве отдельных территорий неодинаково.

В первую очередь, в различных частях и регионах страны уровень развития машиностроения неодинаков. Во-вторых, на различных территориях набор машиностроительных отраслей и их значение различны.

В одних районах те или иные отрасли имеют общегосударственное значение, то есть являются отраслями их специализации, в других — удовлетворяют потребности только данного района.

Источник: http://referatwork.ru/category/proizvodstvo/view/613106_faktory_razmescheniya_mashinostroeniya

Факторы размещения машиностроения в России

Главная > Шпаргалки по географии > География России > Факторы размещения машиностроения в России

НаукоемкостьБольшинство современных отраслей машиностроения в своем развитии опираются на науку.

Предприятия технически сложных и наиболее прогрессивных отраслей (электроника, радиотехническая, авиакосмическая, приборостроение и др.

) сосредоточены в центрах с развитой научной базой (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и т.д.) Но доля таких отраслей в машиностроительном комплексе России пока очень низка, она составляет всего 20%.

Трудоемкость

Производство сложных и точных машин требует больших затрат квалифицированного труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени, а авиационный и ракетный двигатель собираются еще дольше.

При размещении такие отрасли ориентируются на районы с высокой концентрацией населения, а особенно важным фактором является квалификация рабочих и служащих. Данный фактор определяет размещение почти каждого четвертого машиностроительного предприятия в стране.

Самой высокой трудоемкостью отличается станко- и приборостроение.

Специализация и кооперирование

Машины – сложные технические устройства и состоят они из множества деталей, например, в электровозе их 250 тысяч. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных заводах, а затем осуществлять сборку готовых изделий. Поэтому создаются взаимосвязанные комплексы предприятий.

Они состоят из головных сборочных заводов и заводов-филиалов, поставляющих детали и оборудование. Такие взаимосвязи называют кооперированием. Оно может осуществляться как между предприятиями одной отрасли, так и с заводами других отраслей.

Наиболее выгодно кооперирование внутри одного экономического района, это сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Но в производстве сложных машин могут участвовать десятки предприятий, расположенных в разных частях страны.

Например, в создании стратегической атомной подводной лодки участвуют около 2000 поставщиков деталей, узлов и агрегатов. Из них 1300 находятся на территории России, а остальные за ее пределами. Слишком узкая специализация может привести к появлению монополистов.

Доля таких предприятий в российском машиностроении всего 2%, но они производят почти 1/3 всей продукции комплекса. Например, только одно предприятие выпускает швейные машины (Подольск), станки для паркетного производства (Петрозаводск), мотороллеры (Тула), фотоаппараты (Санкт-Петербург).

Транспортный фактор

Широкое развитие кооперации и необходимость перевозки машин или их деталей определяют важность транспортного фактора. Машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

Металлоемкость

Производство различного оборудования требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие его, тяготеют к металлургическим базам. Самые крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург) и в Сибири (Иркутск, Красноярск).

Ориентация на потребителя

Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию (из-за большого веса или крупных размеров), размещаются в районах потребления.

К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение (комбайны и прочая техника), производство машин для лесной промышленности, горное оборудование и др.

Примерно 20% предприятий комплекса ориентировано на потребителя.

Военно-стратегический фактор

Военно-стретегический фактор имеет значение для заводов, выпускающих оборонную продукцию. При их размещении важно учитывать интересы национальной безопасности, и они, как правило, удалены от государственных границ. В большинстве случаев доступ в такие города и, тем более, на предприятия ограничен.

Источник: http://estnauki.ru/geo/40-geografija-rossii/1799-faktory-%D1%82%D0%B5%D0%B1%D0%B5

Факторы и география размещения машиностроения

а) специализация и кооперирование.

Одним из важных факторов размещения машиностроения является его положение по отношению к другим заводам отрасли. Это объясняется тем, что для предприятий машиностроительного комплекса характерно широкое развитие специализации. Под специализацией предприятий понимают сосредоточение на них производства определенной продукции или определенного вида услуг.

Различают подетальную, предметную и технологическую специализацию. В экономике страны практически отсутствуют предприятия, которые обходятся только своими силами. Проще и дешевле производить отдельные части машин, поэтому специализация может быть одним из условий повышения эффективности производства.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация, которая привела к сильной монополизации и концентрации производства: только предприятие в городе Энгельсе выпускает троллейбусы, магистральные тепловозы производят в Коломне, картофелеуборочные комбайны в Рязани. В последние годы происходит процесс усложнения размещения предприятий при уменьшении их размеров. Вместе с крупными предприятиями появляются десятки небольших, в основном сборочных, предприятий, множество мелких производств, возникают заводы-филиалы.

Это способствует лучшему использованию трудовых ресурсов местности. Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции называется кооперированием.

Бесперебойное снабжение машиностроительных предприятий всем необходимым является главным условием успешного кооперирования.

]

Именно в машиностроении спад производства был большим, чем в других отраслях народного хозяйства, так как именно этот комплекс пострадал больше всех от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками при распаде СССР,

б) наукоемкостьмашиностроения.

Важным фактором размещения машиностроения является наличие квалифицированной рабочей силы, инженерных кадров, проектных и научно-исследовательских институтов.

Данный фактор играет большую роль при размещении наукоемких отраслей машиностроения, основная концентрация которых приходится на Европейскую часть России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара Ульяновск).

К сожалению, доля наукоемких производств в машиностроении России составляет только 20%.

в) металлоемкость

Производство металлургического, энергетического и горно-шахтного оборудования требует большого количества металла, поэтому предприятия этих отраслей приближены металлургическим базам страны, что уменьшает затраты доставку сырья.

Заводы этих отраслей сосредоточены прежде всего на Урале («Уралмаш» в Екатеринбурге по выпуску бурового оборудования, прокатных станов и шагающих экскаваторов), в меньшей степени в Сибири (Красноярский завод, выпускающий экскаваторы и технику для разработки бурых углей Канско-Ачинского бассейна) и в Центральной России (заводы Санкт-Петербурга по выпуску энергетического машиностроения, завод «Атоммаш» в Ростовской области по выпуску оборудования для атомных электростанций; заводы в Ульяновске, Воронеже, Коломне по выпуску тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования; предприятия в Подольске, Таганроге, Белгороде по выпуску паровых котлов для ТЭС). Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно.

г) военно-стратегический фактор

Он определяет размещение научно-исследовательских и производственных предприятий оборонного назначения с учетом национальной безопасности. Многие из них сосредоточены в небольших закрытых городах с ограниченным доступом.

Например, Реутово (континентальные баллистические ракеты), Химки (ракетные двигатели, зенитные ракеты), Воткинск (межконтинентальные баллистические ракеты), Златоуст (баллистические ракеты для подводных лодок), Истра, Железногорск (космические аппараты) и другие.

д) транспортный фактор

Машиностроение, как правило, располагается на крупных транспортных магистралях, так как перевозка продукции отраслей машиностроения осуществляется на большие Расстояния. Особенно важно учитывать транспортный фактор при размещении заводов, чья продукция нужна повсеместно (автомобили и металлообрабатывающие станки).

Е) потребительский фактор

Примерно 1/5 часть машиностроительных предприятий ориентирована на потребителей своей продукции, так как эту продукцию сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

Так, трелевочные (для вывоза леса) тракторы производят в Карелии (Петрозаводск); производство сельскохозяйственных машин сосредоточено в сельскохозяйственных районах страны (льноуборочные комбайны — в Тверской области, картофелеуборочные — в Рязанской, силосоуборочные — в Московской области, зерноуборочные — на предприятиях Северного Кавказа); морские и речные суда — в городах по берегам рек и морей; оборудование для текстильной промышленности — в Центральной России.

Источник: https://infopedia.su/14xed09.html

Ведущая отрасль современной промышленности – Машиностроение: Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения

ведущая отрасль современной промышленности – Машиностроение: Состав, особенности

размещения. Страны, выделяющиеся по уровню

развития машиностроения

Почему машиностроение является ведущей отраслью современной промышленности?

Машиностроение – одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль машиностроение возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. Оно имеет огромное значение в хозяйстве.

Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы бытового и культурного назначения (часы, весы, холодильники, стиральные машины и другую бытовую технику).

В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности 1-е место как по числу занятых (более 80 млн человек), так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны.

Отраслевой состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей.

Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, точное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, транспортное, станкостроение, автомобилестроение, локомотивостроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение.

Производство многих видов современной машиностроительной продукции требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоемко приборостроение.

Какие основные отрасли машиностроения выделяют?

Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения: – станкостроение; – приборостроение; – электротехническая и электронная промышленность; – вычислительная техника; – железнодорожное машиностроение; – автомобилестроение; – судостроение; – авиационная и ракетная промышленность; – тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т. д.

Какие факторы влияют на размещение предприятий машиностроения?

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы.

Как основные из них следует отметить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; а для некоторых (металлоемких) отраслей – и сырьевой.

В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т. д.

Какие машиностроительные регионы мира выделены?

В мире можно выделить четыре машиностроительных региона: 1) Северная Америка, где производятся практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой сложности.

Крупнейшие корпорации: – автомобильные (США): «Дженерал Моторс», «Форд Мотор», «Крайслер»; – вычислительная техника (США): «Интернешинл бизнес мэшинс»; – электроника (США): «Дженерал электрик», «Американ телефон энд телеграф» и т. д.

2) Зарубежная Европа (по отношению к СНГ) производит, главным образом, массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях. Крупнейшие корпорации: – автомобильная (ФРГ): «Даймлер-Бенц»; «Фольксвагенверк»; – электроника: ФРГ – «Сименс», Нидерланды – «Филипс» и т. д.

3) Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония. Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии – центров науки. Крупные корпорации: – автомобили (Япония): «Тойота Мотор», «Нисан Мотор»; – электроника (Япония): «Хитачи», «Мацусита электрик индустриал», «Самсунг» и т. д.

4) Содружество Независимых Государств: в нем лидируют Россия, Украина, Белоруссия. В последнее время в регионе снизились темпы развития машиностроения, хотя и выпускается широкий спектр машиностроительной продукции.

Развивающиеся страны производят не менее 1/10 мировой машиностроительной продукции.

В большинстве этих государств существует не машиностроение, а, правильнее назвать, металлообработка, кроме этого, немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии. Но в последнее время в некоторых из них – Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике – машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.

Источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-58383.html

Ссылка на основную публикацию