География машиностроения россии в современных условиях

География транспортного машиностроения России. Современные проблемы развития в условиях перехода к рынку

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам — скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

Машиностроительный комплекс включают машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализиро­ванные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью.

Металлообработка включает пр-во металлических конструкций и изделии, а также ремонт машин и оборудования. Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой инду­стрии страны, в зна­чительной степени оказывает влияние на НТП, на рост производительности труда.

На долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции промышлен­ности страны.

В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подот­раслей и пр-в.

К комплексным отраслям относятся: тяжелое, энерге­тическое и транспортное машиностроение; электротехническая пром-ть; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная пром-ть; трак­торное и с/х-ное машиностроение; машинострое­ние для легкой и пищевой пром-ти.

В течение длительного периода темпы развития машино­строения опережали развитие пром-ти в целом.

Высо­кие темпы были характерны для отраслей, определяющих НТП, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной пром-ти, пр-ва средств вычислительной техники, авиа­космического пр-ва.

Кризисная ситуация, назревшая к началу 1990-х в стране, существенно отразилась на отрасли. Снизилась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%. Отметился высокий уровень концентрации и монополизации пр-ва.

Лишь около 1/4 новых техноло­гий соответствовало мировому уровню. Распад СССР как единого государства и образование новых независимых республик способствовали усугублению распада в экономике.

Поменялись налаженные связи по поставкам комплек­тующей и конечной продукции машиностроения.

Транспортное машиностроение, группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта. Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение. Предприятия автомобильной пром-ти построены во многих регионах России.

Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6т) выпускают московский (ЗИЛ) и нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузоподъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по пр-ву большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г.Набережн Челны).

Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса — в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили — в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили — в Серпухове, Набережных Челнах.

Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицыно). Автомобильная пром-ть включает также пр-во моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Центры авиационной пром-ти сформировались в районах располагающих высоким научно-производственным потенциалом, высококвалифицированными кадрами.

Предприятия этой отрасли размещены в центральных районах Европейской части, Поволжье, Западной Сибири. Различные модификации самолетов типа «Ил» производят в Москве, Воронеже, Казани.

Самолеты типа «Ту» производят в Ульяновске, Москве, Самаре. Центрами авиастроения являются также Саратов, Омск, Новосибирск, Таганрог.

]

Значительное развитие получила ракетно-космическая пром-ть. Основные предприятия отрасли размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Сложность строительства современных судов обусловливается установкой на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении сильно развито кооперирование с другими предприятиями, поставляющими не только оборудование, но и целые секции судов.

Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), специализирующиеся на пр-ве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом г Мурманск.

В этих центрах производятся также лесовозы.  

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река -море», суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы..

Машиностроение делится на:

1.         Материалоемкое (тяжмаш). Например, горношахтное, металлургическое, пр-во экскаваторов (сырье – металлургические базы, транспортный фактор, трудовой фактор).

2.         Точное машиностроение. НТР – отрасли: электротехнические, приборостроение, оптимеханическое, радиотехническое. Получили развитие в середине 20 века (транспортный фактор, фактор квалифицированный рабочих кадров, фактор научно-технического прогресса).

3.         Среднее машиностроение, где употребляется металл в меньшей степени (трудовые ресурсы, потребитель (отрасли), транспортный).

Источник: http://geoinfoed.ru/geo1/57-geografiya-transportnogo-mashinostroeniya-rossii-sovremennye.html

География транспортного машиностроения россии. современные проблемы развития в условиях перехода к рынку

Машиностроительный комплекс воображает сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специальные отрасли, сходные по разработке и применяемому сырью. Металлообработка включает промышленность железных конструкций и изделии, и ремонт оборудования и машин.

Машиностроение есть ведущей отраслью тяжелой индустрии страны.

Создавая самая активную часть главных производственных фондов — орудия труда, машиностроение в значительной мере влияет на направления и темпы научного прогресса в разных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития публичного производства. На долю машиностроения приходится около 1/5 количества производимой продукции индустрии страны, практически 1/4 главных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала.

Ассортимент производимой продукции машиностроения отличается громадным многообразием, что обусловливает глубокую разделение его отраслей и воздействует на размещение производств, производящих разные виды продукции.

В структуре машиностроения насчитываются 19 больших комплексных отраслей, более 100 производств и специализированных подотраслей.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и применяемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая индустрия; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная индустрия; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой индустрии.

В течение долгого периода темпы развития машиностроения опережали развитие индустрии в целом. Высокие темпы были свойственны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и прежде всего станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной индустрии, производства средств вычислительной техники, авиакосмического производства.

Успехи машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом количеств его производства, но и выпуском и созданием прогрессивных видов продукции, внедрением более новейших технологий.

В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями обороны и экономики страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В следствии были созданы предметно-специальные фирмы с твёрдыми технологическими связями, мобильностью производства и низкой гибкостью.

Кризисная обстановка, назревшая к началу 1990-х гг. в стране, значительно отразилась на отрасли. Структура машиностроения отличалась крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации. Понижалась обновляемость изделий, износ главных фондов достиг 50%.

Отмечались монополизации производства и высокий уровень концентрации, избыточная, неэффективная производственная активность. Только около 1/4 новых разработок соответствовало мировому уровню.

Распад СССР как единого страны и образование новых свободных республик содействовали усугублению распада в экономике.

Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, происхождение в широких масштабах бартерных сделок придали громадную интенсивность формированию экономического отдельных регионов и сепаратизма республик. Изменяются налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения.

Большой уровень территориального разделения труда, и монополизм, свойственный машиностроительному комплексу СССР, обусловили отсутствие в Российской Федерации многих производств, нужных для обычного функционирования как машиностроения, так и всего хозяйственного комплекса страны. Транспортное машиностроение, несколько отраслей машиностроения, производящих средства транспорта (о производстве автомобильного, воздушного и водных средств транспорта см. Автомобильная индустрия, Авиационная индустрия, Судостроение).  

Одной из основных отраслей среднего машиностроения есть автомобилестроение, где самый ярко выражена специализация и прослеживаются широкие связи по кооперации. Предприятия автопрома выстроены во многих регионах России. Грузовики средней грузоподъемности (3—6 т) производят столичный (ЗИЛ) и нижегородский (ГАЗ) фабрики, малой грузоподъемности — Ульяновский завод (УАЗ).

Новый центр по производству грузовиков создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

Высококлассные автомобили создают в Москве, среднего класса — в Нижнем Новгороде; малолитражные машины — в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные машины —• в Серпухове, Набережных Елабуге и Челнах. Создана широкая сеть автобусных фабрик (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицыно).

Автомобильная индустрия включает кроме этого производство моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Центры авиационной индустрии сформировались в районах высокой технической культуры, располагающих высоким научно-производственным потенциалом, высококвалифицированными кадрами. Предприятия данной отрасли размещены в центре европейской части, Поволжье, Западной Сибири. Разные модификации самолетов типа «Ил» создают в Москве, Воронеже, Казани.

Самолеты типа «Ту» создают в Ульяновске, Москве, Самаре. Центрами авиастроения являются кроме этого Саратов, Омск, Новосибирск, Таганрог.

Большое развитие взяла ракетно-космическая индустрия. Главные фирмы отрасли размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

Судостроение тяготеет к речным портам и морским побережьям. Сложность строительства современных судов обусловливается установкой на них разнообразного типового и особого оборудования, исходя из этого в судостроении очень сильно развито кооперирование с другими фирмами, поставляющими не только оборудование, но и целые секции судов.

Главные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Петербург, Выборг), специализирующиеся на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море основной центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом г Мурманск. В этих центрах производятся кроме этого лесовозы.

]

Речное судостроение представлено верфями на наибольших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре.

Одним из наибольших речных центров судостроения есть Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» производят суда разного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река — море», суда на подводных крыльях, морские ЖД паромы. Речные суда сходят со стапелей Сталинграда, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Политика протекционизма ( помощь собственного производителя + гос. Контроль импорта)

Новые разработки + новое оборудование

Научная база ( спецы) приобретение патентов на новые открытия ( опыт Японской скупки по окончании 2-й всемирный)

Вероятно привлечение зарубежных инвестиций и найм зарубежных инженеров

Отечественные автомобили будут конкурентоспособными и для людей

Проблемы гигантского транспортного комплекса

Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • География газовой промышленности россии. проблема развития отрасли в условиях перехода к рыночным отношениям.Газовая индустрия самая юная отрасль в ТЭК. Она же есть и самая эффективной. Главные месторождения располо- жены в Западной Сибири, где выделяются три…
  • Ярослав дмитренко: летальное и нелетальное машиностроениеЕженедельник 2000 N39 30 сентября — 6 октября 2016 г. За четверть века независимости Украины удельный вес машиностроения в структуре индустрии сократился…
  • Машиностроение — определение отрасли, ее значениеМашиностроение – самая крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научного прогресса во всем народном хозяйстве, потому, что снабжает все отрасли…
  • Развитие и современное состояние спутниковых навигационных систем и сервисов. интеграция технологий дзз и гнссБ.А. Дворкин Активное внедрение информационных спутниковых разработок как составной части бурно развивающейся информатизации общества кардинально меняет…
  • Отраслевая структура промышленностиОтраслевая структура индустрии: показатели выделения отраслей, соотношения групп «А» и «Б», добывающей и обрабатывающей, тяжелой и легкой промышленности….
  • Структура мирового промышленного производства и ее особенностиПромышленность — это база производства средств производства, создания новой техники, база механизации, повышения и интенсификации эффективности…

Источник: http://sovzondconference.ru/geografija-transportnogo-mashinostroenija-rossii/

География машиностроения России

Общее машиностроение Российской Федерации характеризуется направленностью на изготовление простых, но крупных в размерах заготовок.

Типичными представителями этой отраслевой группы является транспортное машиностроение (не включая автостроение), изготовление технологического оборудования для промышленных целей, сельскохозяйственное машиностроение (не включая тракторостроение).

Локомотивостроение исторически обосновалось в той части страны, где было положено начало железнодорожной сети страны (Санкт-Петербург, Центральный район). Со временем, оно продвинулось к источникам сырья. Сегодня, тепловозы производят — в Центральном районе (Брянск, Людиново, Коломна, Муром), электровозы — Северный Кавказ (Новочеркасск).

В этих областях развито, соответственно, и вагоностроение.

Новым центром производства грузовых вагонов (контейнеровозы) является Восточная Сибирь (Абакан).

Судостроение представлено строительством и ремонтом судов, а также, судовым машиностроением, которое, в свою очередь, подразделяется на речное и морское.

  • Как известно, судостроение «связано» с морским побережьям. Примечательно, что среди отраслей машиностроения, судостроение имеет наиболее продолжительный цикл производства.

По назначению суда принято разделять на транспортные, промышленно-добывающие (лесосплавные суда, нефтебуровые установки и т.д.), промысловые (добыча и обработка рыбы, морского зверя, крабов) и спортивно-туристкие. Самой широкой по составу является группа транспортных судов, которая включает в себя пассажирские и грузовые суда.

Наиболее важные центры судостроения располагаются на побережье Балтийского (Клайпеда, Санкт-Петербург, Выборг), Каспийского (Астрахань), Баренцева (Мурманск) и Японского (Владивосток) морей. Каждое из указанных выше, имеет определенную специализацию. Так, например, предприятия Санкт-Петербурга производят, преимущественно, транспортные суда, а также, ледоколы-атомоходы.

  • Центры речного судостроения располагаются на Поволжье (Волгоград), в Волго-Вятском (Нижний Новгород) районе, западной части Сибири (Тобольск, Тюмень), восточной части Сибири (Качуг) и на Дальнем Востоке (Благовещенск).

Четкая ориентация на потребителя готовой продукции является характерной чертой расположения отраслей, которые обеспечивают промышленность высококачественным технологическим оборудованием. К примеру, производство оборудования и машин для полиграфической и легкой промышленности располагается главным образом в Центральных областях и на Северо-Западе.

Космическое машиностроение Химическое машиностроение

Источник: http://about-prom.ru/mashinostroenie/geografiya-mashinostroeniya-rossii.html

География Машиностроительный комплекс. География машиностроения

Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Машиностроительный комплекс России состоит из нескольких десятков отраслей (более 70), каждая из которых выпускает продукцию определённого назначения. По роли и значению в хозяйстве все машиностроительные отрасли можно объединить в три взаимосвязанные группы:

1) отрасли, обеспечивающие развитие НТР во всем хозяйстве (приборостроение, электротехническое, химическое, энергетическое машиностроение);
2) отрасли, обеспечивающие развитие НТР в самом машиностроении (станкостроение и инструментальная промышленность);
3) отрасли, обеспечивающие нужды отдельных отраслей хозяйства (сельскохозяйственное и тракторное машиностроение).

На географию машиностроения влияет большое число разнообразных факторов. Это объясняется сложным составом машиностроения и огромным разнообразием его продукции.

  • Современное машиностроение в своём развитии опирается, прежде всего, на передовую науку. Поэтому предприятия его наиболее прогрессивных и сложных отраслей (электроника и радиотехническая промышленность, авиакосмическая промышленность) концентрируются в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск). Ориентация на научный потенциал – ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.
  • Военно-стратегический фактор также влияет на размещение машиностроения. Значительная часть машиностроительных предприятий выпускает оборонную продукцию. Такие предприятия, как правило, удалены от границ.
  • Производство машин требует больших затрат и высокой квалификации используемого труда. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. Высокая трудоёмкость присуща станкостроению (Москва), приборостроению (Воронеж, Пенза, Рязань).
  • Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие их, ориентированы на металлургические базы. Крупные заводы тяжёлого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Иркутск, Красноярск).
Рис. 1. Факторы размещения предприятий машиностроения

В целом для машиностроения характерны специализация и кооперирование.

  • Специализация – производство на предприятиях какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей, услуг.
  • Кооперирование – объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции.

Сборочные производства размещают в районах с экономико-географическим положением, благоприятным для организации кооперирования. Например, автомобилестроительные заводы – в Европейском Центре и Поволжье.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация.

Например, только одно предприятие в России выпускает троллейбусы (Энгельс), магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань).

Продукция машиностроения очень разнообразна. Многие машиностроительные предприятия ориентированы на потребителей продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

Так, тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерноуборочные комбайны – на Европейском юге (Ростов-на-Дону).

Из-за многообразия факторов размещения и повсеместности потребления продукции машиностроение развито во всех районах России.

Источник: http://www.geography.ru/course/220034/202373/202373.htm

Машиностроительный комплекс России

Машиностроение является ведущей отраслью промышленности — как по величине (около 1/2 всех занятых и около 1/4 валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства зависит от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции — необходимое условие прогресса во всем народном хозяйстве.

Отрасли машиностроения

Машиностроение — отрасль, чрезвычайно сложная по своей структуре. В статистике выделяются следующие отрасли машиностроения:

— энергетическое;

— металлургическое;

— горношахтное и горнорудное;

— подъемно-транспортное;

— электротехническое;

— химическое;

— производство нефтепромыслового и бурового геологоразведочного оборудования;

— производство нефтегазоперерабатывающего оборудования;

— станкостроительная и инструментальная промышленность;

— приборостроение;

— автомобилестроение;

— тракторостроение;

— сельскохозяйственное машиностроение;

— машиностроение для животноводства и кормопроизводства;

— строительно-дорожное машиностроение;

— авиастроение;

— судостроение;

— производство оборудования для легкой и пищевой промышленности и ряд других.

Машиностроительный комплекс потребляет 40% черных металлов и основную часть цветных металлов. Поэтому предприятия, производящие металлоемкие машины и оборудование (например, металлургическое), тяготеют к районам производства металла. Другие отрасли машиностроения (и их большинство) в большей степени тяготеют к районам сосредоточения квалифицированной рабочей силы.

Но и тем, и другим крайне необходимо удобство транспортных связей, поскольку для предприятий машиностроения характерно широкое развитие как специализации предприятий (подетальной — на выпуске отдельных узлов, предметной — на выпуске готовых изделий и технологической — на выполнении одной из операций), так и ее обратной стороны — кооперирования (связей между предприятиями, совместно выпускающими готовую продукцию). Например, современные крупные автомобильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющими «по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроительные заводы и авиационные заводы — с тысячами межников. Поэтому главное условие успешной работы машиностроительных предприятий — бесперебойное снабжение их всем необходимым.

Рассмотрим теперь размещение отдельных отраслей машиностроения. Для «тяжелого» (металлоемкого) машиностроения характерно размещение вблизи металлургических баз и районов потребления продукции.

Так производство оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности сосредоточено на Урале, в меньшей степени — в Сибири (например, экскаваторный завод в Красноярске, предназначенный выпускать технику для разработки углей Канско-Ачинского бассейна).

Крупнейшим заводом является «Уралмаш» в Екатеринбурге, выпускающий прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы, буровое оборудование и так далее.

Еще один сгусток таких предприятий представлен заводами Петербурга (сформировавшимися до революции на привозном металле), где велика роль энергетического машиностроения (а на Ижорском заводе — производство оборудования для атомных электростанций). Новый центр атомного машиностроения — завод «Атоммаш» в городе Волгодонск Ростовской области.

Тяжелые станки и кузнечнопрессовое оборудование выпускаются в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже и в Коломне Московской области. Паровые котлы для тепловых электростанций и котельных выпускают в Барнауле, Таганроге, Белгороде и Подольске Московской области.

Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно; их размещение чаще всего объясняется тем, что «исторически так сложилось».

Это выражение — почти универсальный ответ на классический вопрос географии: «Почему это здесь находится?» Анализируя лишь сегодняшнюю ситуацию, на этот вопрос чаще всего не ответить; корни надо искать в прошлом: мы не свободны в своих решениях сейчас, поскольку многое решили уже наши предки.

Например, локомотивостроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны — в Центральном районе; и сейчас именно там производят тепловозы (в Коломне, Калуге, Брянске, Людиново Калужской области и Муроме Владимирской области); а производство электровозов возникло в Новочеркасске Ростовской области.

Тракторостроение начало развиваться в начале 1930-х годов в районах «сплошной коллективизации» (степные районы, имеющие наибольшее значение для заготовок зерна). Поэтому первые тракторные заводы в России были построены в степной зоне, но при этом вблизи металлургических баз — в Челябинске и Волгограде.

По числу выпускаемых тракторов завод в Волгограде остается самым мощным (около 60 тысяч штук в год из 210 тысяч з России в 1990 г.). Другие центры тракторостроения — Липецк 40 тысяч), Владимир, Челябинск и Рубцовск Алтайского края по 30 тысяч), Петербург (20 тысяч) и Петрозаводск (где производят в год около 10 тысяч тракторов для лесозаготовительной промышленности).

Недавно построенный завод промышленных тракторов в Чебоксарах выпускал их очень мало (1,5—2 тысячи).

Производство сельскохозяйственных машин, как правило, тяготеет к районам потребления. Например, льноуборочные комбайны производят в городе Бежецк Тверской области, картофелеуборочные — в Туле и в Рязани, силосоуборочные — в Люберцах Московской области.

Особенно много производят зерноуборочных комбайнов (но их качество невысоко, и в совокупности с плохой эксплуатацией это ведет к выходу их из строя через несколько лет работы).

Их общее производство в середине 1980-х годов превышало 110 тысяч штук в год, в том числе на заводах «Ростсельмаш» (Ростов) и Таганрогском комбайновом (в Ростовской области) — 90 тысяч.

Другие центры были гораздо менее мощными: Красноярский завод — 15 тысяч штук и Биробиджан (в Еврейской автономной области) — 3 тысячи рисоуборочных комбайнов.

Производство автомобилей в России возникло вначале в Центральных районах. В конце 1980-х годов из 700 тысяч грузовых автомобилей в год в Москве выпускалось 170—190 тысяч, в Нижнем Новгороде — 210—230 тысяч.

]

Самый современный Камский автозавод (в городе Набережные Челны, в Татарии), построенный в 1970-е годы, имеет проектную мощность 150 тысяч машин в год, но выпускал 70—80 тысяч.

Менее крупные заводы (на 20—40 тысяч машин в год) расположены в Ульяновске, Саранске и в ряде городов Урала (Миасс, Ижевск, Сверд-ловск-44).

Из 1200—1100 тысяч легковых автомобилей более половины (более 700 тысяч) выпускал Волжский автозавод в Тольятти (ВАЗы), по 130—150 тысяч — автозаводы в Москве и Ижевске («Москвичи»), 70 тысяч — в Нижнем Новгороде («Волги») и 50 тысяч — в Ульяновске (вездеходы-«УАЗы»).

Для наиболее наукоемких отраслей машиностроения характерно тяготение к крупным городам. Например, авиазаводы расположены в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Воронеже, Новосибирске; в Москве и Подмосковье, Самаре, Омске сосредоточено космическое машиностроение.

Источник: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/geografiya/mashinostroitelnyy-kompleks-rossii.html

География транспортного машиностроения России. Современные проблемы развития в условиях перехода к рынку

Машиностроительный комплекс представляет сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью. Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделии, а также ремонт машин и оборудования.

Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны.

Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов — орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства. На долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции промышленности страны, почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала.

Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения отличается большим многообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение производств, выпускающих различные виды продукции.

В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

В течение длительного периода темпы развития машиностроения опережали развитие промышленности в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной промышленности, производства средств вычислительной техники, авиакосмического производства.

Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий.

В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.

Кризисная ситуация, назревшая к началу 1990-х гг. в стране, существенно отразилась на отрасли. Структура машиностроения отличалась крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации.

Снижалась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%. Отмечались высокий уровень концентрации и монополизации производства, избыточная, неэффективная производственная активность.

Лишь около 1/4 новых технологий соответствовало мировому уровню.

Распад СССР как единого государства и образование новых независимых республик способствовали усугублению распада в экономике.

Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придали большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов. Меняются налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения.

Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу СССР, обусловили отсутствие в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования как машиностроения, так и всего хозяйственного комплекса страны.

Транспортное машиностроение, группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта (о производстве автомобильного, воздушного и водных средств транспорта см. Автомобильная промышленность, Авиационная промышленность, Судостроение).  

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России.

Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3—6 т) выпускают московский (ЗИЛ) и нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузоподъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г.

Набережные Челны).

Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса — в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили — в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили —• в Серпухове, Набережных Челнах и Елабуге. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицыно).

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Центры авиационной промышленности сформировались в районах высокой технической культуры, располагающих высоким научно-производственным потенциалом, высококвалифицированными кадрами.

Предприятия этой отрасли размещены в центральных районах европейской части, Поволжье, Западной Сибири. Различные модификации самолетов типа «Ил» производят в Москве, Воронеже, Казани. Самолеты типа «Ту» производят в Ульяновске, Москве, Самаре.

Центрами авиастроения являются также Саратов, Омск, Новосибирск, Таганрог.

Значительное развитие получила ракетно-космическая промышленность. Основные предприятия отрасли размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Сложность строительства современных судов обусловливается установкой на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении сильно развито кооперирование с другими предприятиями, поставляющими не только оборудование, но и целые секции судов.

Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), специализирующиеся на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом г Мурманск.

]

В этих центрах производятся также лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре.

Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река — море», суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы. Речные суда сходят со стапелей Волгограда, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Политика протекционизма ( поддержка своего производителя + гос. Контроль импорта)

Новые технологии + новое оборудование

Научная база ( спецы) покупка патентов на новые открытия ( опыт Японской скупки после 2-й мировой)

Возможно привлечение иностранных инвестиций и найм иностранных инженеров

Наши машины должны стать конкурентоспособными и для людей


Источник: http://geograf-stud.ru/kursy-lektsij-po-geografii/36-geografija-lekcii/783-geografija-transportnogo-mashinostroenija-rossii.html

География машиностроения России в современных условиях

Главная » Новости

Опубликовано: 05.12.2017

Импортозамещение в транспорте

Машиностроительный комплекс ежегодно увеличивает обороты.

В структуре машиностроения России 12 крупных комплексных отраслей, более 100 узкоспециализированных подотраслей, 22 тысячи предприятий.
Административно-территориальное устройство России

Продукция отраслей этого комплекса нужна во всех регионах, она обеспечивает жизнедеятельность как жителей страны, так и самих предприятий. Соответственно, предприятия представлены по всей России.

И в то же время география машиностроения зависит от некоторых факторов .
Отраслевая структура хозяйства России

Решающие факторы

Одним из основных факторов размещения машиностроения в наше время является наукоемкость. Без внедрения последних научных разработок производство конкурентоспособной продукции невозможно.

Поэтому многие отрасли тяготеют к районам, в которых концентрируются НИИ и конструкторские бюро.

Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Для станкостроения, а также для производства точных приборов нужны квалифицированные инженеры и конструкторы. Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей.

Производство точного крупногабаритного оборудования, а также оборудования, которое тяжело транспортировать (например, сельхозтехника), обычно располагают рядом с центром потребления такой продукции, чтобы уменьшить транспортные издержки.

Большую роль играет и кооперирование – процесс размещения предприятий, которые связаны между собой, на близком расстоянии друг от друга.

Источник: http://promts.net/video/2010892055-aviadvigatelestroenie-otrasl-mashinostroeniya/

География машиностроения России в современных условиях

Карта каталога машиностроительных заводов и предприятийНа крупном масштабе отображаются лишь крупные машиностроительные заводы и предприятия.

Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге. По итогам 2008 года в России было произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс.

грузовых автомобилей. Машиностроение — одна из отраслей тяжелой промышленности.

Судостроительная промышленность России традиционно является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации.

Объединённая судостроительная корпорация консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия. Объём производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %.

В новый 2010 год российское судостроение вошло с ростом в 62 %.

В ноябре 2009 года Renault — Nissan и «АвтоВАЗ» подписали соглашение по основным условиям реструктуризации российского автопроизводителя. В феврале 2010 российский и итальянский Fiat подписали меморандум о создании в России глобального альянса по производству пассажирских автомобилей и внедорожников. За четыре года «Соллерс» уже инвестировал в развитие производства Fiat в России $600 млн.

Одним из основных принципов работы будет расширение локализации производства в России. По сообщению главы Счётной палаты Сергея Степашина, белорусские МАЗ и БелАЗ могут объединиться с КамАЗом в единый холдинг под началом «Ростехнологий».

По данным на 2006 год за Россией было примерно 11 % мирового рынка космических услуг. По объёму финансирования гражданской космической деятельности по данным последних лет Россия занимает шестое место в мире.

В марте 2010 года Франция заказала у России 14 ракет-носителей «Союз» на 1 млрд долларов США.

Концерн Тракторные заводы — крупнейший производитель тракторов в России, объединяющий большинство заводов производящих данную технику в России.

В 2001 году было учреждено ОАО «Росагролизинг» и как следствие изменена система предоставления государственных средств на лизинг сельскохозяйственной техники.

В тот период это обеспечило для предприятий сельхозмашиностроения стабильность продаж и стимулировало интерес инвесторов к данной отрасли. В 2008 году в России было произведено 11,2 тыс.

тракторов на колёсном ходу, 8 тыс. зерноуборочных комбайнов, 803 кормоуборочных комбайна.

В 2006 году предприятием впервые в России освоен выпуск полунизкопольных трамваев с долей низкого пола более 60 %. С мая 2013 года — банкрот.

Список примеров в этой статье или её разделе не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи или её раздела.

Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, содержащие данные элементы списка как примеры.

Среди главных отраслей точного машиностроения, помимо электротехнической промышленности, также электронное и радиотехническое машиностроение, приборостроение.

Машиностроительные предприятия представляют отрасль тяжёлой промышленности.Уровень развития этой отрасли является одним из показателей индустриального развития страны.

Предприятия этой группы производят различные типы машин, орудий, приборов, а также продукцию оборонного назначения.

Одним из основных факторов размещения машиностроения в наше время является наукоемкость. Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей. Оно так и называется металлоемкое машиностроение. Активное развитие этого вида в России началось еще в советские времена. Особенности производства заключаются как в функционировании предприятий полного цикла, так и использовании кооперирования предприятий.

Заводы этой отрасли – одни из самых многочисленных и производят 25 % продукции машиностроения. Вместе с тем почти 90 % всей продукции выпускается в европейской части страны. В настоящее время 60 % всей производимой машиностроением продукции приходится на эту отрасль. Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления.

Источник: http://kwakret.ru/geografiya-mashinostroeniya-rossii-v-so/

Ссылка на основную публикацию