Металлоемкое машиностроение. обзор основных отраслей тяжелой промышленности

Отрасли металлоёмкого машиностроения

Металлоёмкое машиностроение относится к наиболее развитым отраслям промышленности, это связано с его ранним формированием, так как востребованность в продукции этого сектора ощущалась на раннем этапе индустриализации.

Для его перспективного развития необходимо создание определённых предпосылок, это касается обеспеченности металлом, наличие квалифицированных кадров и постоянного спроса на продукцию, что может быть обусловлено ростом добывающих отраслей.

В целом металлоёмкое машиностроение можно разделить на среднее и тяжёлое, в каждой из этих групп есть множество отраслей.

Так, к тяжёлому машиностроению относят:

  • Подъёмно-транспортную отрасль, связанную выпуском грузоподъёмных кранов, подъёмников, лифтов, агрегатов непрерывного транспорта
  • Железнодорожное машиностроение
  • Энергомашиностроительная отрасль
  • Судостроительная отрасль
  • Авиационная промышленность
  • Космическая отрасль

Технологическое оборудование производится по отраслям, это касается сельскохозяйственного, лесопромышленного, нефтегазового, химического, а также коммунального и строительного машиностроения.

Не менее металлоёмким является и среднее машиностроение, в его составе выделяют тракторостроение, инструментальную промышленность, автомобилестроение, станкостроение, выпуск технологического оборудования в пищевой и лёгкой отраслях промышленности.

Выделяют две ключевых отрасли, к ним относят автомобильную промышленность и робототехнику. В автомобильной промышленности две основных под отрасли, речь идёт о тракторостроении и станкостроении.

Что касается робототехники, то данная отрасль наиболее обширная, так как именно в этом направлении развивается современная наука и производство.

  Здесь выделяют инструментальную, промышленность, сферу производства оборудования для лёгкой и пищевой промышленности, выпуск машин и бытовых приборов.

Все отрасли металлоёмкого машиностроения характеризуются использованием больших объёмов сырья, однако в последнее время наметилась тенденция, связанная с использованием современных сплавов.

Это позволяет уменьшать общую массу производимой продукции, одновременно делая её более технологичной и современной.

По сути это новый виток в развитии металлоёмкого машиностроения, позволяющий иначе взглянуть на эту промышленную отрасль.

Источник: http://about-prom.ru/mashinostroenie/otrasli-metalloyomkogo-mashinostroeniya.html

Машиностроение

(география машиностроения, классификация отраслей)

С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом:

тяжелое машиностроение , в том числе энергетическое

общее машиностроение (без автомобилестроения)

локомотивостроение

судостроение

вагоностроение

с/х машиностроение (без тракторостроения)

среднее машиностроение

автомобилестроение

тракторо-, в том числе танкостроение

станкостроение

наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов)

В зависимости от целевого назначения выпускаемых машиностроением машин оно делится на тяжелое, легкое и среднее.

Тяжелое машиностроение производит металлургическое (блюминги, слябинги, прокатные станы), горно-шахтное, подъемно-транспортное оборудование.

Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного цикла: заготовка, механическая обработка, сборка. Тяжелое машиностроение ориентируется на металлургические базы и на потребителя.

Классическими примерами тяжелого машиностроения являются Урал и Сибирь: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Кисилевск, Иркутск (производство драг)

]

Энергетическое машиностроение , несмотря на металлоемкость, ориентируется на квалифицированные кадры и научно-исследовательские базы. Производит паровые турбины, гидротурбины, атомные реакторы, аккумуляторы, трансформаторы, оборудование для ЛЭП, генераторы.

Производство турбин :

Санкт-Петербург (гидротурбины, генераторы)

Москва (Динамо)

Екатеринбург

Новосибирск (турбины ТЭЦ)

Волгодонск – “Атоммаш” (Ростовская область)

Под Санкт-Петербургом – в Колпино – “Ижорский”

Производство котлов :

Таганрог

Белгород

Подольск

Барнаул

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки :

Коломна

Воронеж

Ульяновск

Новосибирск

Общее машиностроение.

Локомотивостроение исторически возникло в центре (Коломна), где была ж/д сеть и затем продвинулась к источникам сырья (Донбасс). До распада СССР тепловозы производились на Украине, а

электровозы – в России (после распада осталось и производится 85% советских электровозов в Новочеркасске).

Тепловозы:

Коломна – магистральные тепловозы

Людиново (Калужская область)

Муром + электровозы (Владимирская область)

Брянск

Вагоностроение концентрируется в европейской части, хотя зародилось на Урале.

Грузовые вагоны – Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Улан-Удэ

Цистерны – Нижний Тагил, Саранск

Вагоны-рефрижераторы – Брянск, Тверь

Пассажирские вагоны – Санкт-Петербург (мягкие), Тверь (цельно-металлические)

Вагоны метро – Мытищи, Санкт-Петербург

Электропоезда:

Торжок (Калининградская область)

Демихово (под Орехово-Зуевым)

Трамваи :

Усть-Катав (Челябинская область)

Троллейбусы :

Энгельс

Контейнеровозы :

Абакан

Тверь – двух ярусные вагоны-платформы – перевозка автомобилей

Судостроение – привязано к морским побережьям или устьям рек. Заводы специализируются на выпуске судов определенного типа и назначения (танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, рыболовные, пассажирские суда, рефрижераторы, паромы)

Судостроение

морское речно е

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления.

Производство зерноуборочных комбайнов:

Ростов-на-Дону – “Россельмаш”

Тагонрог

Сызрань

Омск

Красноярск

Производство льноуборочных комбайнов:

Бежецк (Тверская область)

Картофелеуборочные комбайны:

Рязань

Тула

Сахарнотростниковые и силосоуборочные комбайны:

Любертцы

Рисоуборочные комбайны:

Краснодар

Биробиджан

Среднее машиностроение.

Автомобилестроение четко специализируется на выпуске отдельных машин. Производство легковых автомашин составляет 80% и, соответственно, 20% – грузовых. В перспективе эта пропорция будет сохраняться.

Грузовые машины:

Москва – ЗИЛ

Нижний Новгород – ГАЗ

Набережные Челны (Татарстан) – КАМАЗ

Миасс (Челябинская область) – Урал-ЗИЛ

Ульяновск – УАЗ

Легковые автомашины:

Москва – ЗИЛ, ПО Москвич

Нижний Новгород – ГАЗ, FIAT

Тольятти – ВАЗ – 70% производства легковых автомобилей по стране

Ижевск – ИЖ

Илабуга (Татарстан) – ОКА, OPEL ASTRA

Серпухов – ОКА

Ростов-на-Дону – DAEWOO

Автобусы разной вместимости:

Ликино – ЛИАЗ

Галицино – Мерседес

Тушинский – Икарус

Завод ЗИЛ – BMW, Неоплан

Павлово — ПАЗ

Курган – КАЗ

Краснодар – “Кубань”

Станкостроение – техническая база машиностроения, ориентирующаяся на квалифицированные кадры. В то же время это трудоемкое производство, размещающееся почти повсеместно.

Производит крупные станки-автоматы, полуавтоматы, токарные, винторезные, фрезерные, шлифовальные, агрегатные станки, станки с программным управлением, станочные линии и др.

Предприятия размещены в крупных областных центрах:

Москва

Санкт-Петербург

Рязань

Самара

Екатеринбург

Новосибирск

Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти на металл.

Первые заводы были построены в Челябинске, Волгограде, Харькове.

Для с/х выпускаются тракторы специальных типов и модификаций для различных природных зон:

Липецк

Владимир (легкие)

Чебоксары (тяжелые)

Рубцовск (Алтайский край)

Казань (садово-огородные тракторы)

Треловочные:

Санкт-Петербург

Петрозаводск

Наукоемкое машиностроение :

Электротехническое – телевизоры

Приборостроение

Электротехника – ЭВМ и другие сложные машины

Н/м размещается в центрах с высокой квалификацией труда и научно-исследовательскими базами. Это – трудоемкое и наукоемкое производство. Центры:

Москва

Санкт-Петербург

Нижний Новгород

Александров (Владимирская область)

Муром (Владимирская область)

Киржал (Владимирская область)

Рязань

Орел

Смоленск

Воронеж

Ульяновск

Новосибирск

Авиационная промышленность – общее машиностроение:

Москва

Воронеж

Самара

Казань

Ульяновск

Смоленск

Саратов

Таганрог

Омск

Новосибирск

Источник: http://MirZnanii.com/a/307273/mashinostroenie

Факторы развития машиностроения

Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Одно из них можно изобразить соотношением: «1:2:4».

Оно означает, что если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) — в 4 раза быстрее. В России это соотношение было примерно таково — «1:0,98:1».

Машиностроительная промышленность отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании.

На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 — мышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.

Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Однако в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.

Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий.

В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией.

Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

При территориальной разобщенности сырьевых баз и основных потребителей машин и оборудования районы потребления имеют преимущества.

Дело в том, что в машиностроении расход сырья на 1 т готовой продукции составляет в среднем 1,3- 1,5 т, между тем как затраты на транспортировку любой машины намного выше, чем затраты на транспортировку металла, который был использован для ее производства. Поэтому даже металлоемкие производства, дающие малотранспортабельную продукцию, часто тяготеют к районам потребления.

Анализ проведенных научных исследований по проблемам размещения отдельных отраслей машиностроения показан, что в решении вопросов их территориальной организации еще нет единства ни в постановке проблемы, ни в методах расчета и оценки эффективности, что усложняет поиск рационального варианта размещения машиностроения в целом.

Экономическая наука располагает многими приемами расчета сравнительной эффективности вариантов размещения. Основными из них являются:

-расчет по предприятию-аналогу (размещаемое предприятие берется в качестве аналога для всех экономических районов; по этому методу проводят расчеты затрат, связанных с размещением предприятия-аналога для каждого экономического района);

-расчет по условному представителю (в качестве условного представителя выбирают тип изделия, производство которого преобладает в отрасли);

-расчет по фактическим технико-экономическим показателям производства (при данном методе расчеты ведутся по конкретным производствам, а при оценке эффективности их размещения получают более достоверные результаты);

-определение на основе оптимизационных расчетов (этот метод с применением математического моделирования позволяет одновременно решать многие проблемы территориальной организации производства).

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперированию производства.

Специализация дает большие возможности для использования высокоэффективного производственного оборудования, а также средств автоматизации производственных процессов. Специализация может быть следующих типов:

-детальная или подетальная, которая подразумевает выпуск отдельных частей или деталей готового продукта;

-предметная, т.е. отвечающая за выпуск определенных конечных видов продукции;

-технологическая — производство полуфабрикатов (литье, различные виды заготовок) или осуществление отдельной операции и технологического процесса.

Специализация тесно связана скооперированием, которое предполагает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые влияют на его географию.

Наукоемкость. Производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Трудоемкость — это большие затраты и высокая квалификация используемого труда. Производство машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения.

Для разработки новых образцов техники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры.

Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).

Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребляет значительную часть черных и цветных металлов. В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкую продукцию (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование), ориентируются на металлургические базы. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург).

Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико-географическим положением. Например, автомобилестроение — в Центре и Поволжье. Поскольку перевозка машин обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размешаются на крупных транспортных магистралях.

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров. Выгоднее их производить прямо в районах потребления. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог).

]

В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Источник: http://megaobuchalka.ru/10/4695.html

Машиностроение — Промышленность мира

Машиностроение — главная отрасль мировой промышленности, на него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции. Среди отраслей промышленности машиностроение — наиболее трудоемкое производство.

Особенно высокой трудоемкостью отличаются приборостроение, электротехническая и аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и другие отрасли, выпускающие сложную технику.

В связи с этим одним из главных условий размещения машиностроения является обеспечение его квалифицированной рабочей силой, наличие определенного уровня производственной культуры, центров научных исследований и разработок.

Близость к сырьевой базе важна лишь для некоторых отраслей тяжелого машиностроения (производство металлургического, горношахтного оборудования, котлостроение и др.).

В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран — США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония — 15%, ФРГ — около 10% , Франция, Великобритания, Италия, Канада.

В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования).

При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.

В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся странах.

В отличие от развитых стран, машиностроение которых базируется на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей силы и ориентировано в основном на выпуск технически сложной и высококачественной продукции, машиностроение развивающихся стран, основанное на дешевизне местной рабочей силы, специализируется, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, на технически несложных, невысоких по качеству видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные — Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их машиностроения — производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.

Машиностроение подразделяется на общее, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и др. отрасли, транспортное машиностроение и электротехнику, включая электронику.

Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (выделяются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария).

В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники — США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение.

Ареал его пространственного распространения постоянно растет и включает в настоящее время, наряду с традиционными, главными производителями автомобилей (Япония, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Испания, Россия и др.

), сравнительно новые для отрасли страны — Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого — отсутствие спроса на их продукцию.

Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся.

Крупнейшими производителями судовстали Южная Корея (опередила Японию и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань.

В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть заметную роль в мировом судостроении.

Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы — США, России, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах.

В территориальной структуре мирового машиностроения выделяют четыре главных региона — Северную Америку, зарубежную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию и СНГ.

На Северную Америку (США, Канада, Мексика, Пуэрто-Рико) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения.

В международном разделении труда регион выступает как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей.

Так, в США, занимающих лидирующие позиции в регионе и мире по общей стоимости продукции машиностроения, большая роль принадлежит авиаракетно-космическому машиностроению, военно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестроению и др.

На страны Европы (без СНГ) также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения.

Регион представлен машиностроением всех видов, но особо выделяется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и др.

отраслей промышленности), электротехникой и электроникой, транспортным машиностроением (автомобилестроением, авиастроением, судостроением). Лидер европейского машиностроения ФРГ — крупнейший экспортер в регионе и мире продукции общего машиностроения.

Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фактор в развитии машиностроения в странах региона — относительная дешевизна рабочей силы.

Лидер региона — Япония — вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер изделий наиболее квалифицированных отраслей (микроэлектроника, электротехника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны — Китай, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др.

производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок.

Особый регион мирового машиностроения образуют страны СНГ. Они имеют полную номенклатуру машиностроительного производства.

Особенно большое развитие получили здесь отрасли военно-промышленного комплекса, авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электроники, отдельные несложные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, металлоемких станков, энергетического оборудования и др.).

В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание.

Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения (значительный производственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную машиностроительную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов машин.

За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и сложности структуры производства центры машиностроения — Индия, Бразилия, Аргентина.

Их машиностроение в основном пока работает на внутренний рынок.

Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды, несложные виды бытовой техники (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.).

Источник: https://sites.google.com/site/promyslennostmira/home/masinostroenie

Ссылка на основную публикацию